Онлайн покупки привлекают удобством и материальной выгодой, поэтому интернет-магазины набирают обороты популярности. Сегодня удаленно можно купить практически любой товар.
В рамках представленного бизнес-плана рассмотрим интернет-магазин женской одежды. По схожей схеме могут развиваться виртуальные торговые точки других направлений. Разница будет в финансовых показателях, но каналы продвижения останутся, по сути, такими же.
Данные проекта
Основные преимущества бизнеса:
- дешевизна открытия — сокращение первоначальных затрат и текущих расходов на аренду торгового зала и прочего;
- наличие списка надежных поставщиков — в интернете он находится в широком доступе;
- возможность привлечь покупателей со всего мира.
Главные недостатки:
- высокая конкуренция;
- большая вероятность возвратов, что происходит по причине отсутствия возможности примерить одежду;
- необходимость в доставке, что несет дополнительные расходы.
Первоначальные вложения — 834 800 рублей.
Усредненные показатели за месяц:
- прибыль (с вычетом налога) — 564 000 рублей;
- затраты — 493 000 рублей;
- чистый доход — 71 000 рублей;
- окупаемость — 11,7 месяцев;
- рентабельность — 12,5%.
Описание интернет-магазина
Популярность интернет-магазинов растет с каждым годом. Согласно прогнозам, общая доходность, полученная от виртуальной торговли в пределах российского рынка, к 2025 году составит более 100 млрд. долларов.
Особенно привлекателен бизнес для тех, кто на начальном этапе имеет сравнительно небольшие сбережения. Экономия очевидна — не придется арендовать помещение для торговли, закупать торговое оборудование. Однако потребуется склад для хранения товара и офис для работы сотрудников.
Согласно данным исследований, за последние годы отмечают следующие тенденции:
- рост среднего чека почти во всех сегментах виртуальной торговли;
- уменьшение частоты совершения покупок;
- рост числа покупателей онлайн-магазинов.
В мае 2019 года компанией NeoAnalitics проводились исследования торговли на просторах интернета. В результате было выяснено, что за последние 12 месяцев доход онлайн-магазинов в РФ достиг 1 150 млрд. рублей — 3,6% от общего оборота розничных продаж. Развитию виртуальной торговли способствуют динамичный рост спроса на интернет-услуги и снижение их стоимости, изменение потребительских стратегий.
Несмотря на то, что основную часть дохода приносят жители столицы и Московской области, Санкт-Петербурга, в регионах онлайн-покупки совершаются чаще.
Всего в России насчитывается более 58 тысяч интернет-магазинов. Каждый месяц открывается примерно 1 000 виртуальных точек продаж, но, в то же время, приблизительно такое же количество закрывается.
Таблица 1. SWOT-анализ
Внутренние факторы | Сильные стороны |
|
Слабые стороны |
|
|
Внешние факторы | Возможности |
|
Угрозы |
|
Что продавать в интернет-магазине?
Качественные фото на сайте — один из факторов успеха. Важно, чтобы каждый товар был снят с разных ракурсов, как отдельно, так и на модели. Поскольку у покупателей отсутствует возможность оценить качество «вживую» и примерить вещь на себя, они должны, как минимум, детально рассмотреть ее.
Примерный ассортимент интернет-магазина женской одежды:
- нижнее белье;
- купальники;
- халаты;
- платья (летние и теплые);
- сарафаны;
- колготки;
- носки;
- водолазки;
- кофты;
- юбки;
- свитера;
- джинсы;
- брюки;
- спортивные костюмы;
- классические костюмы;
- футболки;
- блузы;
- перчатки и прочее.
Поскольку бизнес ориентирован на женщин со средним уровнем достатка, одежда должна быть достаточно качественной, но не слишком дорогой. Желательно сделать ассортимент, как можно разнообразнее, включив в него модели, различающиеся между собой по цвету, фасону и другим критериям. Это даст возможность удовлетворить потребности покупателей с разными предпочтениями.
Маркетинговый план интернет-магазина
Поскольку продажи ведутся удаленно, реклама в интернете — основной способ продвижения бизнеса. Для этого можно использовать социальные сети, форумы и другие онлайн площадки.
Если деятельность распространяется на один город, эффективными способами продвижениями станет реклама на местном радио, телевидении, в газетах. При расширении бизнеса на другие территории России, использования местного СМИ будет недостаточно.
Способы продвижения следующие:
- контекстная реклама;
- оптимизация и продвижение сайта;
- публикация информации на товарных площадках;
- размещение рекламы в местных СМИ (при работе в пределах одного города);
- создание групп в социальных сетях;
- размещение товаров на сайтах (придется оплачивать около 20—50% от оборота);
- партнерские программы (подходят тогда, когда сайт более-менее раскручен);
- рассылка по электронной почте с предложением посетить интернет-магазин или купить продукцию по скидке.
При анализе конкурентов стоит обратить внимание на:
- количество товаров, размещенных на сайте;
- сроки доставки;
- ширину и глубину ассортимента;
Привлечь клиента на сайт — это только половина дела. Гораздо труднее и важнее его удержать. Поэтому при оформлении интернет-магазина следует обращать внимание на следующие моменты:
- информация в описании товаров должна быть полной;
- фотографии качественные, цвета на них — не искаженны настолько, что в реальности окажутся совершенно другими;
- размещение товаров и их категорий;
- удобства оформления заказа;
- возможность онлайн-консультации.
Верный способ привлечения клиентов — разработка выгодных предложений (скидки, акции, бонусная программа и прочее). Важно обязательно предусмотреть возможность возврата товара в точно установленные сроки и при соблюдении определенных условий, что закреплено законодательно.
Таблица 2. Маркетинговая стратегия
Элементы маркетинга | Общая характеристика |
Услуги |
|
Способ расчета | Безналичный |
Продвижение | Наружная реклама |
Способы продаж | Напрямую конечному потребителю |
Производственный план интернет-магазина
Прежде всего, нужно арендовать склад для хранения товара. Его площадь зависит от масштабов деятельности. Для начала стоит закупить небольшую партию одежды. При последующих закупках нужно ориентироваться на объемы реализации. Также понадобится аренда небольшого офиса. Идеально, если он будет находиться в одном здании со складом.
Онлайн-ККТ — обязательное устройство для проведения платежей. Поскольку запланированы расчеты исключительно через сайт, потребуется облачная касса. Ее не придется покупать, а нужно брать в аренду. Одна из немногих таких моделей — Атол 42 ФС. Для подключения облачной кассы нужно зарегистрироваться на сервисе Атол Онлайн и заполнить предложенную форму. ККТ не выдает бумажные чеки, но отправляет их на почту клиентов в электронном виде.
Штат сотрудников:
- специалист по продвижению сайта;
- контент-менеджер — выдает задания копирайтерам, контролирует их работу, курирует содержание ресурса;
- копирайтер — создает уникальный контент (описания товаров, категорий и прочее);
- администратор — обрабатывает запросы и формирует заказы, консультирует покупателей по телефону и через онлайн-чат;
- курьер — осуществляет развоз заказов (желательно искать человека со своим автомобилем).
При желании можно дополнительно снять офис, оборудовать его для работы сотрудников. Другой вариант — нанять удаленных работников. Также можно отдать комплектацию заказов на аутсорсинг, что часто предлагают курьерские службы. Но контролировать остатки и доставку в таком случае окажется проблематично.
В рамках бизнес-плана рассмотрим вариант развития бизнеса со съемным офисом, где будут трудиться наемные рабочие. Потребуется оборудовать его компьютерами и другой необходимой техникой, обустроить мебелью.
Организационный план интернет-магазина
Регистрация ООО при создании интернет-магазина не целесообразна. Подойдет оформление ИП, система налогообложения — УСН «Доходы» (налоговая ставка 6%).
Коды по ОКВЭД-2:
Для приема оплаты в интернет-магазине следует открыть расчетный счет.
Перечень документов:
При аренде офиса и склада придется заключать договора с коммунальными предприятиями, Пожарной и другими службами. Но если помещение является частью торгового центра или другого здания, документы уже имеются на руках у владельца.
Таблица 3. График работы и заработная плата сотрудников
Должность | Количество человек | Часы работы | Заработная плата, рублей |
Специалист по оптимизации и продвижению сайта | 1 | 9.00—14.00, с ПН по ПТ, суббота и воскресенье — выходные | 30 000 |
Администратор | 2 | 9.00—18.00, 2/2 | 40 000 |
Контент-менеджер | 1 | 9.00—16.00, с ПН по ПТ, суббота и воскресенье — выходные | 20 000 |
Копирайтер (можно на удаленной основе) | 3 | 9.00—16.00, с ПН по ПТ, суббота и воскресенье — выходные (для удаленных сотрудников допустим свободный график) | 45 000 |
Курьер | 2 | 9.00—19.00, 2/2 | 40 000 |
Итого | 175 000 |
Интернет-магазин принимает заказы круглосуточно, но их обработка осуществляется, согласно графику специалистов.
Бухгалтерией предприниматель занимается самостоятельно.
Финансовый план интернет-магазина
Таблица 4. Закупка мебели и оборудования
Статья расходов | Сумма, в рублях |
Компьютеры (6 шт.) | 120 000 |
Офисные кресла (6 шт.) | 60 000 |
Столы (6 шт.) | 30 000 |
Стеллажи в офис и на склад | 50 000 |
Кондиционер | 30 000 |
Машина для приготовления кофе | 15 000 |
Вешалка | 3 000 |
Итого | 326 000 |
Таблица 5. Первоначальные вложения.
Статья расходов | Сумма, в рублях |
Регистрация ИП | 800 |
Вложения на создание и первоначальную раскрутку сайта | 60 000 |
Закупка мебели и оборудования | 326 000 |
Закупка первой партии товара | 300 000 |
Реклама | 25 000 |
Аренда облачной кассы | 3 000 |
Аренда помещений для офиса и склада | 40 000 |
Транспортные расходы | 30 000 |
Непредвиденные расходы | 50 000 |
Итого | 834 800 |
Таблица 6. Ежемесячные расходы.
Статья расходов | Сумма, в рублях |
Аренда помещений | 40 000 |
Закупка товара | 200 000 |
Заработная плата сотрудникам | 175 000 |
Аренда облачной кассы | 3 000 |
Транспортные расходы | 30 000 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Дополнительные расходы | 30 000 |
Итого | 493 000 |
Если предположить, что в день будет получено заказов на 20 000 рублей, то за месяц доход составит 600 000 рублей. С учетом налога — 564 000 рублей. Чистая прибыль: 564 000 – 493 000 = 71 000 рублей.
Оценка эффективности
Рентабельность: 71 000/564 000*100% = 12,5%.
Окупаемость: 834 800/71 000 = 11,7 месяцев.
Бизнес окупится не раньше 1 года. Также нужно принять во внимание тот факт, что в первые месяцы клиентская база будет небольшой, поэтому срок окупаемости окажется выше.
Гарантии и риски при открытии интернет-магазина с нуля
Список вероятных рисков и способы их минимизации или устранения:
- Неправильное позиционирование. Важно адекватно оценить возможности конкурентов, а также рассчитывать на появление новых соперников на рынке. Новые магазины нужно суметь обойти, а до крупных и прочно укрепившихся торговых точек — дорасти. Способы борьбы с конкуренцией зависят от результатов проведенных анализов.
- Технические неполадки. Чтобы избежать таких проблем, следует выбирать надежный и защищенный хостинг, устойчивый к хакерским атакам. Программная платформа должна работать даже при большом количестве посетителей. Резервное копирование информации — обязательно. Если самостоятельно разобраться с данными нюансами не получается, следует воспользоваться помощью специалистов.
- Некомпетентность сотрудников. Грамотные профессионалы смогут быстро раскрутить сайт и вывести его на первые позиции по ключевым запросам. Не менее важна компетентность других сотрудников. Поэтому при наборе в штат специалистов следует детально ознакомиться с их резюме, воспользоваться рекомендациями знакомых.
- Проблемы с доставкой. Важно найти человека, который сможет быстро и без задержек доставлять заказы на личном транспорте, сумев при этом выбрать маршрут с наименьшими пробками. При расширении деятельности можно отказаться от курьерской доставки, предпочесть Почту России.
- Задержки поставок. Работая через интернет, лучше сотрудничать одновременно с несколькими поставщиками. Так есть шанс остаться на плаву, если один из них нарушит условия договора. Еще на этапе знакомства следует изучить отзывы о выбранном поставщике, оценить качество его работы.
Также не стоит исключать риски, которые присущи всем видам бизнеса без исключения. Речь идет об экономической нестабильности в стране, снижении уровня платежеспособности населения, стихийных бедствиях и других непредвиденных обстоятельствах, на которые предпринимателю трудно или невозможно повлиять.