Благодаря разработанной федеральной программе «Электронная Россия», налоговую и бухгалтерскую отчетность можно сдавать через интернет. Это упрощает деятельность предпринимателей, позволяет сэкономить время, что достигается за счет автоматизации действий, которые ранее приходилось делать вручную. Для сдачи электронной отчетности ИП разработано несколько сервисов, а также услуги предоставляются на официальном сайте ФНС.
Обязательна ли электронная форма отчетности?
Законодательством не закреплена обязанность ИП по сдаче всех видов налоговых и бухгалтерских отчетов исключительно в электронной форме. Но в некоторых случаях бумажные документы не принимают. Речь идет о налогоплательщиках со среднесписочной численностью рабочих более 100 человек при сдаче отчетов в ФНС и больше 25 сотрудников при предоставлении данных в ПФ и ФСС. В остальных случаях предпринимателю дано право самостоятельно решать, в какой форме он будет предъявлять документы.
Преимущества и недостатки
К преимуществам электронного документооборота (ЭДО) можно отнести следующее:
- день загрузки совпадает с датой сдачи;
- не придется отвозить бумаги лично в контролирующие органы, отправка возможна из любой точки земного шара;
- распечатывать на бумажном носителе данные не нужно;
- программа отслеживает технические ошибки;
- формы отчетности регулярно обновляются.
Недостатков электронная отчетность практически не имеет. Единственный минус — необходимость получения электронной цифровой подписи (ЭЦП) для заверки документов и приобретение специализированного ПО.
Электронная подпись для ЭДО
Ключи для создания и проверки подписи (уникальная последовательность символов) содержатся на специальном защищенном носителе (USB-токене), который выдается лично под роспись владельцу или его доверенному лицу в Удостоверяющем центре (УЦ). Использование ЭЦП регулируется ФЗ-63 от 6.04.2011.
Цифровая подпись выдается на 1 год, по истечении которого нужно заказать новые ключи. Сегодня практически во всех сферах деятельности используется квалифицированная ЭЦП, которую вправе предоставить только аккредитованные УЦ.
Помимо ключей для создания и проверки цифровой подписи, придется установить специальное ПО («Крипто ПРО»). ЭЦП необходима для подтверждения авторства, целостности документа и отсутствия внесения изменений после заверки. При наличии этого реквизита он становится юридически значимым.
Для получения цифровой подписи ИП предоставляет в УЦ следующий перечень документов:
- паспорт;
- ИНН;
- Выписка из ЕГРИП;
- свидетельство о регистрации ИП;
- СНИЛС.
Этапы получения подписи:
- Обращение в УЦ. Нужно обязательно указать, для каких целей будет использована подпись. От этого зависит ее версия.
- Предоставление пакета документов.
- Заполнение заявки.
- Оплата услуг.
- Выдача ЭЦП.
Стоимость цифровой подписи зависит от ее вида и тарифов Удостоверяющего центра. Также, согласно условиям компании, определяются сроки получения (от 1 до нескольких дней).
Для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности подойдет ЭЦП по тарифу «Квалифицированный классик», которую можно заказать в СКБ «Контур».
Способы сдачи электронной отчетности
Сдавать отчеты онлайн можно одним из двух способов:
- на сайте ФНС;
- через сторонние сервисы.
Сервис ФНС используется для организации ЭДО при предъявлении налоговых деклараций и других отчетов.
Понадобится следующее:
- Установить корневой сертификат УЦ ФНС в систему.
- Поставить сертификат открытого ключа ЭЦП МИ ФНС по ЦОД в систему.
- Создать транспортный контейнер с подписанным документом в виде файла для передачи в налоговые органы (инструкция по формированию закреплена Приказом №MMB 7-6/443@).
- Передать файл в ФНС при помощи сервиса загрузки.
В случае успешной отправки формируется квитанция.
Если подавать отчеты через ФНС окажется сложно, можно воспользоваться услугами специализированных порталов, имеющих договор с налоговой службой.
Топ-5 сервисов для электронной отчетности
Рассмотрим 5 наиболее востребованных сервисов для формирования и отправки отчетов ИП в электронном виде:
- «Мое дело»;
- «1С-Отчетность»;
- «Налогоплательщик онлайн»;
- «Контур Эльба»;
- «Небо»;
Представим краткие обзоры по каждому из них.
«Мое дело»
Начать работу на сайте можно еще до регистрации ИП. Если возникнет необходимость, система сгенерирует документы для подачи в налоговую службу. «Мое дело» упрощает ведение учета расходов и доходов, позволяет самостоятельно формировать отчетность. Стоимость услуг различается, в зависимости от выбранного тарифа (представлены на сайте). Доступна бесплатная версия сервиса для пробы, действующая в течение 3 дней. Предварительно следует пройти процедуру регистрации.
Предоставляются следующие возможности:
- Сдача отчетов. Формирование документов и сдача в контролирующие органы осуществляется в автоматическом режиме.
- Расчет налогов с последующей отправкой платежей в онлайн-банк. Ошибки исключены.
- Автоматическое формирование договоров и счетов. Достаточно указать ИНН контрагента, а также выбрать шаблон.
- Оформление сотрудников. Расчет заработной платы, больничных и других выплат персоналу.
- Налоговый календарь. Сервис напоминает о сроках сдачи отчетности.
- Сверка с налоговой. Доступна связь с инспекторами ФНС.
«1С-Отчетность»
https://portal.1c.ru/applications/5
Для ИП, работающих в программе «1С:Предприятие», разработан удобный функционал сдачи электронных документов в виде сервиса «1С-Отчетность». Он позволяет быстро и удобно отправить файлы в основные контролирующие органы, включая Росприроднадзор и Росалкогольрегулирование.
Предоставлены следующие возможности:
В зависимости от тарифной зоны, стоимость услуг для ИП составляет от 1 200 до 2 200 рублей в месяц. Доступно подключение групп пользователей с предоставлением скидок.
«Налогоплательщик онлайн»
Сервис отличается простотой использования. Раздел «Бесплатные сервисы» позволяет совершать следующие действия:
- заполнить декларации;
- подготовить и распечатать отчеты по налогу о доходах физических лиц, СЗВ-М
- импортировать 2-НДФЛ;
- ввести адрес по КЛАДР;
- произвести авторасчеты;
- рассчитать штрафы и пени.
Стоимость услуг составляет от 3 до 4 тысяч в год.
«Контур Эльба»
«Эльба» — один из сервисов СКБ «Контур», предназначенный для упрощения ведения бухгалтерии малыми предпринимателями. В помощь пользователям предложены подсказки, удобное программное обеспечение, готовые формулы для расчета. Допускается многопользовательский режим, возможность работы с накладными и первичными документами.
В целом, функции сервиса выглядят следующим образом:
- формирование и отправка документов (работа возможна даже с мобильного устройства);
- сдача отчетов в налоговую инспекцию (система напомнит о сроках, если пользователь забудет);
- работа с банком (открытие расчетного счета, проведение оплат);
- ведение учета товаров (подходит для ИП, занятых в сфере торговли);
- расчет зарплат, налогов, страховых взносов за сотрудников;
- совместная работа (несколько сотрудников могут работать под одной учетной записью).
«Небо»
Онлайн-бухгалтерия «Небо» помогает предпринимателям вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность через интернет самостоятельно.
Для ведения бухгалтерского учета нужно собрать и внести в программу первичные документы, закрыть месяц и сформировать отчеты. Сервис автоматически отправит их в контролирующие органы.
Доступна интеграция с банками, что позволяет автоматически обмениваться платежными поручениями и выписками без формирования и выгрузки файлов вручную. Обеспечивается полная безопасность транзакций и защита от доступа посторонних лиц.
Пользователям предлагается квалифицированная помощь и обучение. В рамках услуги «Взлет» предлагается руководство для новичков по ведению учета. «Второй пилот» — контроль деятельности и рекомендации по исправлению ошибок.
Бесплатное использование сервиса доступно в течение 14 дней. Стоимость на месяц составляет 650 рублей. Цена комплексных пакетов для ведения учета одним предприятием — 6 800 — 10 900 рублей.