Торговля продуктами питания — одно из самых прибыльных занятий. Организовать работу фуд-трака — отличное решение для стартапера, имеющего авто подходящего размера и бюджет до 300 тысяч рублей. Чтобы достичь высоких показателей оборачиваемости, избежать порчи продуктовых остатков и получать стабильную прибыль, стоит детально разработать бизнес-план открытия фуд-трака, изучить возможные проблемы и найти пути их решения.
Бизнес-план фуд-трака
Покупка «еды на колесах» — альтернатива перекусу в кафе, кафетерии или столовой для тех, кто желает поесть, не тратя время. Вкусные бутерброды, пирожные, салаты и «горячее» можно взять на обед в офис, в авто, на пикник или насытиться, не отходя от фуд-трака.
Идея — оформить нестационарную мини-точку продаж фастфуда.
Для этого необходимо следовать бизнес-плану:
Затраты на оформление фуд-трака — 227,5 тысяч рублей без учета стоимости авто.
Прибыль — 145 тысяч рублей в месяц.
Срок окупаемости проекта — до 2 месяцев при наличии авто, или до 7 месяцев при покупке подержанного трака.
Начинать следует с анализа рынка.
Сильные и слабые стороны бизнеса
В каждом городе есть место, которое славится вкусной и недорогой едой, неважно, будь то стационарное кафе, ресторан или небольшой фуд-трак. Последний формат, столь распространенный в США, интересен и необычен в России. В западных странах распространение фуд-траков обязано многочисленным ярмаркам, фестивалям еды, но есть ли в России возможность торговать едой с мобильной конструкции в местах большого скопления людей?
Наши законы не позволяют владельцам фуд-траков свободно передвигаться, то есть работать так, как, по сути, и должен фуд-трак. Причина — нет четкого разъяснения в законодательстве, где должен торговать владелец мобильного бизнеса; нет четко оговоренных маршрутов, по которым можно перемещаться, продавая еду.
Размещение фуд-траков, как и прочих объектов нестационарной торговли, регламентируется ст. 10 закона №381-ФЗ от 28.12.2009 г. Начинать торговлю на улицах города можно только при условии соответствующего разрешения от администрации.
Опытные стартаперы рекомендуют начинать бизнес именно с поиска места торговли. Проблема в том, что схема размещения НСО разрабатывается органами местного самоуправления. Согласно законодательству, в схему включают от 60% мест работы мобильных точек, и все они отличаются обозримостью, проходимостью. Получить шанс на размещение в прибыльном месте есть у людей, которые имеют родственные, деловые связи с сотрудниками администрации, или смогли иным способом заполучить заветное разрешение в нужном месте. Более простой вариант открыться там, где хочется — подыскать землю в частной собственности, которая бы находилась в проходном месте. Альтернативный способ — арендовать площадь на территории перед крупным торговым центром.
Поиск места торговли — единственная сложность в организации работы фуд-трака. В этом бизнесе больше плюсов, нежели минусов:
- Фуд-трак окупится за 2-7 месяцев.
- Передвижение никто не отменял. Торговать можно не только в 1 месте, но и переезжать, получив заказ на обслуживание вечеринок, автопати, рок-концертов и прочих массовых мероприятий, организаторы которых заинтересованы в комфортном времяпровождении посетителей.
- Экономия. Несмотря на расходы, связанные с покупкой оборудования, траты на организацию работы стационарного кафе значительно выше. В стационарных точках приходится заниматься доведением системы вентиляции, водоснабжения до уровня стандартов СанПиН. В фуд-траке все предельно просто, важна только интересная идея оформления, компактность техники.

Формирование идеи фуд-трака
Что продавать — извечный вопрос, а вариантов миллионы. Наиболее распространенные:
- Пицца. С одной стороны — блюдо простое и вкусное, но слишком распространеное, а значит неконкурентоспособное. Стоит только открыться пицце на дровах где-то неподалеку с возможностью выноса еды, и фуд-трак обречен на отсутствие покупателей.
- Хот-доги — не ново, но классический хот-дог можно усовершенствовать необычными добавками, использовать разные основы для наполнения.
- Бургеры — популяризированная еда, пользующаяся большим спросом у молодежи.
- Мороженое, молочные коктейли, смузи — беспроигрышный вариант в летнюю пору года.
- Стейки, куры гриль — отлично продаются вблизи общежитий с проживающими студентами.
- Лапша с добавками (мясо, овощи).
- Роллы — подойдут любителям экзотики.
Чтобы удерживать интерес клиента, планируется продажа:
Товар | Цена, рублей | |
Смузи на завтрак | Творожно-вишневый | 115 |
Бананово-йогуртовый с добавлением овсяных хлопьев и клубничного сиропа | 115 | |
Бананово-клюквенный на кефирной основе с ореховой крошкой | 115 | |
Бургер | С курицей, пропитанной вустерширским соусом, с помидором и зеленью | 98 |
Со свиной стружкой, авокадо и овощной смесью | 110 | |
С тунцом, зеленью и сливочным соусом | 120 | |
Добавки по желанию | Грибы | 30 |
Сыр | ||
Кукуруза | ||
Овощная нарезка (петрушка, огурец, помидор, руккола) | ||
Напитки | Кофе растворимый, вода, газированные сладкие напитки | 15 — 50 |
Целевая аудитория — студенты, случайные прохожие, офисные работники. Благодаря включению в меню смузи, постоянными покупателями станут не только любители фастфуда, но и поклонники здорового питания.
Как оформить бизнес: ИП для фуд-трака
Для начала работы в качестве предпринимателя с собственной кухней на колесах необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Регистрация при личном обращении с документами — заявлением и паспортом, обойдется в 800 рублей (размер Госпошлины). Подав все в электронном виде можно сэкономить.
Для оформления сети фуд-траков придется оформить ООО, проделав работу по составлению устава, проведению собрания учредителе. Госпошлина для ООО — 4 000 руб.
Достаточно начать с регистрации ИП, поскольку это требует меньше времени и затрат.
Имея «на руках» регистрационные документы, можно заняться выбором места торговли и, одновременно, подготовкой авто, оборудованием трака под стильную мини-кухню.
Фуд-трак: выбор места торговли
Не смотря на «мобильное» название, необходимо узаконить место размещения кафе на колесах. Сделать это можно несколькими способами:
- Изучить, в каких местах администрация города предлагает разместить точки нестационарной торговли. Если есть достойные варианты — принять участие в аукционе. О возможности размещения точки на муниципальном земельном участке лучше поинтересоваться в администрации. В Москве, например, размещение подобных мобильных точек запрещено.
- Заключить договор с организаторами ярмарок, фестивалей о продаже продукции в месте прохождения культурно-массового мероприятия.
- Арендовать участок частной собственности.
Согласно бизнес-плану открытия фуд-трака, предположительное место дислокации — территория возле торгового центра.
Сети по продаже продуктов питания неохотно идет навстречу предпринимателям, торгующим «на колесах», а вот места продажи стройматериалов, быттехники, одежды, мебели, будут не против расположения вблизи точки, где могут поесть не только их посетители, но и сотрудники.
Стоимость аренды — 30 тысяч рублей в месяц.
При выборе места дислокации необходимо просчитать проходимость или «трафик». Метод прост: достаточно записывать в течение дня, сколько потенциальных покупателей прошло мимо предполагаемого места продаж. Важны нюансы: не будет ли преград на пути к траку, не ускоряют ли шаг люди, например, спеша перейти дорогу на светофоре. Поток людей легко приостановить, поставив штендер. Такой вид рекламы не требует согласований и отлично работает на привлечение внимания.

Выбор авто для фуд-трака, оборудование
На авто, которое будет переоборудовано в кухню, необходимо получить техпаспорт с записью «автолавка» или «автомагазин». Для переоборудования машина должна быть габаритной. Для этих целей подойдут марки:
- Iveco Daily;
- Ford Transit;
- Hyundai HD78;
- GAZon Next;
- Mercedes T1/T2;
- Mercedes Sprinter/Vario;
- Isuzu Elf;
- Renault Master;
- Fiat Ducato;
- Volkswagen LT;
- Volkswagen Crafter;
- BAW Fenix;
- Peugeot Boxer;
- Citroen Jumper.
Брать новое авто для переоборудования не нужно, достаточно приобрести б/у машину в хорошем состоянии и отдать мастерам.
Для изготовления бургеров и смузи необходимо приобрести:
- Холодильные камеры для хранения кисломолочной продукции, овощей, мяса, напитков. Необходимо соблюдать правила товарного соседства, поэтому приобретается 3 автономные холодильные камеры — МШ 90, цена — 17 000 руб./шт.
- Стол рабочий островной — 8 000 руб.
- Жарочная поверхность Hurakan HKN-PSL730 — 2 шт. по 8 тысяч рублей.
- Весы — 2 тысячи рублей.
- Миксер для молочных коктейлей и смузи — JAU SR2 — 7 500 руб.
- Электрочайник — 3 тысячи.
- Вытяжка — 4 тысячи рублей.
- Система кондиционирования — 12 тысяч рублей.
- Бойлер — 7 тысяч рублей.
- Гастроемкость — 2 шт. по 6 тысяч рублей.
При установленном уровне цен, затраты на оборудование кухни составят 122 500 рублей.
Оценивая затраты на оснащение мобильного и стационарного кафе, предприниматели не могут прийти к однозначному выводу, что же дешевле. Все зависит от стремлений стартапера: кто-то приобретает б/у оборудование, а кто-то все обустраивает по новому слову техники. Всегда можно сэкономить, купив не новую технику в хорошем состоянии, но необходимо учесть: на нее может не распространяться гарантия, сервисное обслуживание.
Нюансы работы фуд-трака
«Начинку» фуд-трака можно изменить самостоятельно, или обратиться на специализированную фирму. Основная сложность — подводка ресурсов: воды, электричества или газа.
До начала работы следует обратиться в органы Роспотребнадзора и уведомить об открытии точки продаж.
В приоритете фуд-траки, оснащенные газовым оборудованием. Они более маневренны, работают без оглядки на то, есть ли поблизости источник электроэнергии.
Фуд-траки, работающие от электросети, нуждаются в подключении к внешнему источнику энергии.
При небольшом потреблении электроэнергии можно обойтись дизельным электрогенератором, однако работая, агрегат распространяет резкий запах топлива и сильно шумит, что вызовет неудобства для сотрудников и посетителей точки фаст-фуда.
За переоборудование фургона под мини-кухню с установкой газового оборудования, подводкой воды и монтированием системы вентиляции, придется отдать около 100 тысяч рублей.
Документация при открытии фуд-трака
Работой точек общепита часто интересуются органы Роспотребнадзора, и, чтобы избежать штрафов, необходимо иметь в наличии:
- свидетельство о госрегистрации, ИНН, коды статистики;
- заключение СЭС и МЧС о соответствии подготовки к работе санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности;
- ассортимент продаваемой продукции, согласованный со службой санэпиднадзора;
- справку об отсутствии задолженности по налогам;
- договор на вывоз мусора, дезинсекцию и дератизацию;
- паспорт на авто;
- свидетельствование газового оборудования, полученное в Газовой службе, регистрационные документы на установку;
- сертификаты на продукты питания;
- санитарные книжки для персонала;
- книгу жалоб и предложений.
Данного пакета достаточно, чтобы избежать повторных проверок и штрафов.

Набор персонала для фуд-трака
Для работы с 9 утра до 19 вечера необходимо нанять 3 работников, приходящих посменно. За уборку фуд-трака будут также отвечать повара-продавцы, за что им причитается доплата.
Бухгалтерскую документацию можно вести самостоятельно, или пригласить специалиста на условиях аутсорсинга.
Персонал следует обеспечить фирменными комплектами одежды на летнее и более холодное время года.
У каждого сотрудника должна быть санитарная книжка с указанием даты последнего медосмотра. Проходить проверку врачей нужно строго согласно установленному графику.
Приветливые, доброжелательные продавцы, способные передать вкусовые характеристики блюд — находка для владельца бизнеса. Выбор клиента зачастую обоснован не только выгодной ценой и отменным вкусом блюд, но и личным обаянием продавца.
Расчет прибыли и затрат при открытии фуд-трака
Самая весомая часть трат — покупка авто. Подержанная модель подходящего размера обойдется примерно в 700 тысяч рублей. Следующие статьи затрат:
- закупка оборудования — 122 500 руб.;
- установка агрегатов – 100 тысяч руб.;
- оформление ИП — до 5 тысяч руб.
Затраты единоразовые с учетом покупки авто — 927,5 тысяч рублей. Если же имеется авто в наличии, придется потратить всего 227,5 тысяч рублей.
Ежемесячные расходы:
- приобретение упаковки для бургеров — 3 тысячи рублей;
- закупка пластиковых стаканов с трубочкой — 750 рублей;
- оплата труда персоналу (по 18 тыс. руб.) — 54 тысячи рублей;
- аренда площади —30 тысяч рублей в месяц;
- аренда гаража — 10 тысяч в месяц;
- амортизационные расходы — до 5 тысяч рублей в месяц;
- расход бензина, газа, оплата коммунальных услуг — до 25 тысяч рублей;
- налоги и сборы — 10 тысяч рублей;
- реклама — 3 тысячи рублей.
Суммарные расходы за 1 месяц — 140 750 рублей.
Величина среднего чека — 180 рублей.
Поскольку наценка на фастфуд составляет около 300%, себестоимость продукции составит: 45 рублей.
К суммарным расходам прибавляются затраты на сырье в размере 94 500 руб.
В день планируется обслужить не менее 70 клиентов, а значит месячный доход — 420 тысяч рублей.
Если вычесть текущие затраты, остается прибыль:
420-94,5-180=145 тысяч рублей.
При наличии собственного трака бизнес окупится за 2 месяца, а если брать подержанную машину, проект полностью окупится через 6-7 месяцев, что доказывает высокую доходность, перспективность вложения.
Для получения максимальной прибыли стартаперу необходимо создать уникальный дизайн авто, импровизировать с блюдами, искать новые способы рекламы. Развить фантазию поможет изучение опыта успешных предпринимателей в этой области, знакомство с культурой западных стран, где подобные закусочные работают больше полувека. Уделяя внимание креативу, не стоит забывать о качестве: еда должна быть вкусной, продукты – свежими, а клиенты — довольными.