Бизнес-план — документ, в котором представлена схема осуществления предпринимателем действий и операций для создания и успешного развития бизнеса. Содержится информация о предприятии, товаре или услуге, отображен анализ рынка, разработана маркетинговая стратегия, рассмотрена организационная структура, произведены расчеты с целью определения эффективности, окупаемости и рентабельности, а также проанализированы возможные риски и способы их устранения.
Бизнес-план: примерная структура
Бизнес-план предприниматель составляет для инвесторов, чтобы убедить их в целесообразности вкладываемых средств, или для себя (используется как руководство, следуя которому удастся развивать деятельность в правильном направлении). Примерная форма документа закреплена Приказом № 813 Министерства экономического развития РФ от 19.12.2016.
Бизнес-план состоит из нескольких основных разделов:
По желанию составителя структуру можно менять, но общее содержание и суть изложенной информации остаются неизменными. Некоторые разделы, обязательные при оформлении документа для центра занятости или инвесторов, можно не составлять, если бизнес-план предназначен для внутреннего использования. Например, нет смысла формировать титульный лист для себя. В то время как для кредиторов стоит дополнительно составить меморандум конфиденциальности.
Титульный лист для бизнес-плана
Бизнес-план оформляется на листах формата А4. Текстовая информация — в черно-белом исполнении, цветным может быть логотип, отдельные изображения.
Титульный лист содержит следующие данные:
- информация о руководителе;
- адрес размещения офиса, магазина, производства;
- контакты (номер телефона, e-mail);
- наименование предприятия;
- сведения о лице, подготовившем проект;
- дата утверждения.
Резюме бизнес-плана
В «Резюме» содержится обобщенная информация, подробно изложенная в других разделах. В начале описывается цель проекта, место его реализации, основной источник дохода, целевая аудитория, ожидаемые результаты. Кратко представлены финансовые расчеты:
- первоначальные вложения;
- усредненные показатели за месяц (расходы, прибыль и чистый доход);
- окупаемость;
- рентабельность.
Несмотря на то, что «Резюме» является первым разделом бизнес-плана, он оформляется в последнюю очередь, после заполнения основной части документа. Его размер — не более 1 страницы.
Как описать проект в бизнес-плане?
В данном разделе проведен анализ целевого рынка, сравнительная характеристика конкурентов, а также предложены мероприятия, которые позволят их обойти. Раздел с описанием проекта — подходящее место для графиков, диаграмм, схем. Важны конкретные цифры и данные. Такая информация представлена как в текстовом, так и в табличном или графическом виде.
Характеристика отрасли на рынке составляется с учетом следующих факторов и показателей:
- динамика роста или снижения продаж рассматриваемой продукции за последние несколько лет;
- особенности ценообразования;
- поиск новообразованных предприятий и их анализ;
- описание рынка потребителей;
- перспективы развития отрасли в ближайшем будущем.
В форме таблицы представлен SWOT-анализ, в котором отражены слабые и сильные стороны (внутренние факторы) бизнес-идеи, угрозы и возможности (внешние факторы). Он позволяет провести целостную оценку проекта.
Описание товаров или услуг
В описании следует ответить на 3 основных вопроса:
- что представляет собой услуга или товар?
- чем он ценен для потребителя?
- какими свойствами выделяется среди конкурентов?
Оформить раздел помогут описания не только основной, но и второстепенной продукции, если она имеется. Фото товаров и услуг дадут наглядное представление о продвигаемом продукте.
Формирование портрета потенциального потребителя — одна из задач, которая решается на таком этапе. Также потребуется изучить аналогичные или схожие товары и услуги у конкурентов.
После проведенного анализа становится ясно, удастся ли выделить продукт на рынке при условии высокой конкуренции.
Маркетинговый план
Обязательные элементы маркетингового плана — инструменты продвижения товара или услуги. Это различные способы распространения информации, которая позволяет сделать продукт узнаваемым.
Основной инструмент продвижения — реклама. Она бывает внешней (размещение плакатов на зданиях, в транспорте, вывески, объявления на сайтах, в журналах) и внутренней (находится в пределах границ рекламируемого объекта).
Эффективность получают прямые продажи («холодные звонки», услуги торговых представителей). Один из способов продвижения товара — разработка акций, скидок, программы лояльности.
Сравнительно новый инструмент продвижения — мерчандайзинг. Суть такого метода состоит в привлечении клиентов в местах реализации продукта или услуги. Примеры мерчандайзинга: наблюдение за присутствием товара на полках магазина, презентабельное представление и прочие.
В маркетинговом анализе такого бизнес-плана нужно описать планируемые способы продвижения продукции или услуги, разработка которых осуществляется на основе проведенного анализа.
Производственный бизнес-план
Такой раздел необходим не только при разработке бизнес-плана для предприятий с производственным процессом, но и для бизнес-планирования других видов деятельности. Исключение составляет бизнес, в рамках которого не осуществляются действия персоналом. В качестве примера можно привести оптовый магазин, выполняющий функцию склада для хранения продукции с последующей реализацией. При рассмотрении бизнеса по открытию кафе в производственный план включаются описания закупки продуктов, оборудования, технологии приготовления блюд и прочее.
В зависимости от вида деятельности, осуществляется расчет расходов на:
- закупку сырья;
- оплату труда;
- аренду помещения;
- коммунальные услуги и другие.
Описание функциональных зон помещения с указанием площади также осуществляется в рамках такого раздела.
Организационный план
В организационном плане освещены следующие вопросы:
График работы сотрудников по часам с указанием заработной платы и количеством человек на одну должность удобно представить в виде такой таблицы.
Финансовый бизнес-план
Раздел полностью состоит из расчетов, при выполнении которых учитываются данные из производственного плана.
Подробно расписывают статьи первоначальных расходов. Их сумма — это вложенные средства на открытие бизнеса. Далее указывают средние ежемесячные затраты. После прогнозирования предполагаемых объемов продаж рассчитывается прибыль. Путем вычитания такого расхода из полученной суммы определяется чистый доход.
Безубыточный объем производства — количество выпущенной продукции, после реализации которой можно покрыть себестоимость и постоянные издержки. Увеличение объемов продаж приведет к наращиванию прибыли.
Срок окупаемости — отношение первоначальных расходов к чистой прибыли, полученной за месяц. Результат отражается в месяцах.
Рентабельность — отношение чистого дохода к общей прибыли за месяц, выражена в процентах.
Эти и другие показатели отображаются в финансовом плане. Статьи расхода с соответствующими значениями лучше представить в виде таблиц.
Как в бизнес-плане изложить гарантии и риски?
Анализируя риски в бизнес-планировании, важно провести исследования и обнаружить скрытые угрозы, влекущие за собой снижение доходов. Они бывают внешними и внутренними, природными, социальными, экономическими и другими. Помимо описания самих рисков, важно разработать эффективный бизнес-план по их устранению или минимизации.
Примеры угроз и рисков: экономическая нестабильность, повышение уровня конкуренции, снижение платежеспособности населения, катастрофы.
Приложения в бизнес-плане
Обязательный раздел бизнес-плана — «Приложения». Особенно он важен при составлении документа для внешнего использования. В Приложениях наглядно представлены используемые документы, графики, таблицы, диаграммы и прочее.
Желательно подтверждать приведенные данные отчетами, официальной статистикой, справками. В самом тексте бизнес-плана на них нужно ссылаться.
Рекомендации при составлении бизнес-плана
Общие рекомендации при составлении бизнес-плана:
- отражать только реальную информацию;
- писать понятно и грамотно;
- учитывать все нюансы (сезонность, климатические влияния и прочие);
- описания должны быть подробными, но без лишней и ненужной информации;
- рассчитывать расходы максимально точно, иначе можно получить совершенно другие результаты.
Чтобы правильно разработать бизнес-план и учесть все нюансы, стоит воспользоваться готовым примером, взяв его в качестве образца.
Несколько примеров бизнес-плана собственного бизнеса
- Бизнес-план автосервиса.
- Бизнес-план автостоянки.
- Бизнес-план тренажерного зала.
- Мини-пекарня, бизнес-план с расчетами.
- Пример организации рекламного агенства: бизнес-план с расчетом первоначальных вложений и срока окупаемости.