Налоги и фискальные сборы – это основной источник пополнения доходной части государственного бюджета. Такие платежи носят принудительный характер и взимаются в соответствии с требованиями норм профильного законодательства. И если задача государства состоит в увеличении объема таких отчислений, то налогоплательщик заинтересован в уменьшении фискальной нагрузки. В целом ряде случаев этого можно добиться путем оптимизации данной расходной статьи, не выходя за рамки действующего закона.
Правильный выбор системы налогообложения
На общей системе (ОСНО) вправе работать все коммерческие организации. Но, несмотря на отсутствие ограничений, это не всегда выгодно для бизнеса ввиду высокой фискальной нагрузки. Чтобы добиться оптимизации расходов, лучше выбрать льготный или специальный режим, исходя из норм и требований законодательства. Для этого необходимо оценить условия работы на разных системах налогообложения, опираясь на такие показатели как объем предполагаемых доходов/расходов, круг партнеров и количество наемных работников. Поручить такую задачу лучше грамотному бухгалтеру, который произведет расчеты налоговой нагрузки и поможет принять правильное решение.
Чтобы не пропустить срок перехода на льготный режим, важно заблаговременно определиться с системой налогообложения. Это лучше сделать до подачи документов на регистрацию бизнеса и получения необходимых разрешений. В противном случае такая возможность появится только в следующем календарном году. Соответственно, предприятию придется какое-то время отчислять неоправданно большие суммы фискальных платежей.
Типичная ошибка, которую допускают собственники бизнеса сразу после его регистрации – это игнорирование требований налогового учета. Если в штате еще нет бухгалтера или не заключен договор аутсорсинга, руководитель должен лично вести учет, готовить необходимые отчеты и своевременно оплачивать обязательные платежи. В противном случае к моменту появления штатного специалиста может оказаться, что срок сдачи некоторых отчетов пропущен. При выявлении этого факта налоговая служба выпишет штраф и заблокирует счет ООО, вследствие чего все платежные операции будут приостановлены.
Общие рекомендации по уменьшению налогов ООО
Независимо от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, для уменьшения фискальных платежей стоит следовать таким рекомендациям:
- Разработка взвешенной учетной политики. При этом должна приниматься во внимание специфика бизнес-деятельности. Только при таком условии потребители бухгалтерской информации будут получать объективное представление о финансовом положении дел на предприятии. Если при разработке учетной политики не будут допущены ошибки, можно снизить налоговую базу и фискальные отчисления.
- Снижение вероятности проведения проверки ФНС. В большинстве случаев визит сотрудников налоговой службы оборачивается для предприятия штрафами или начислением налогов. Чтобы избежать подобной ситуации, важно своевременно подавать отчеты и платить все обязательные платежи. Как правило, нарушение сроков – это прямая предпосылка для проведения проверки.
- Тщательное формирование базы первичной документации. ООО не всегда уделяют внимание сбору и хранению таких материалов. Но если совершенная сделка не была подтверждена соответствующей документацией, то налоговая база существенно увеличивается, что явно не в интересах предприятия. В этом случае сумма отчисления будет на порядок больше, что влияет на доходную часть бюджета ООО.
- Выбор добросовестных контрагентов. Сотрудничество с полулегальной компанией может обернуться не только репутационными потерями. Если, в соответствии с требованиями законодательства, ООО должна вести систему учета расходов, то ей лучше сотрудничать только с добросовестными и легальными партнерами. В противном случае налоговая инспекция не разрешит предприятию учесть расходы по совершенной сделке с «сомнительным» партнером, что поспособствует увеличению суммы налоговых отчислений. Это актуально даже в том случае, если сотрудничество с контрагентом было реальным и экономически обоснованным.
- Своевременная подача отчетности и оплата фискальных платежей. Несмотря на то, что это не поможет снизить суммы отчислений, только при соблюдении такого правила ООО сможет избежать дополнительных расходов и санкций со стороны налоговой инспекции.
ЕНВД
Если у компании стабильно высокий оборот средств, то в качестве системы налогообложения лучше выбрать ЕНВД. В этом случае налог будет фиксированным, а его размер будет зависеть от заранее определенных показателей.
Чтобы снизить сумму отчислений, можно:
- Уменьшить количество физических показателей, используемых в расчете ЕНВД. Но если далеко не каждое предприятие может сократить работников или снять с баланса «лишнее» транспортное средство, то при осуществлении розничной торговли можно сократить квадратуру торговой площади. К примеру, часть зала можно отгородить под склад и исключить эти квадратные метры из расчета налога. Единственное условие – официальное оформление осуществленных перестановок.
- Посредством вычета, уменьшающего сумму ЕНВД. В него можно включить страховые отчисления, платежи за сотрудников по договорам о добровольном страховании, обязательные выплаты по больничным листам за счет предприятия. В последнем случае этого нельзя будет сделать, если работник находится на больничном по причине получения профзаболевания или вследствие производственной травмы.
УСН
Для предприятия, которое недавно вышло на рынок и еще не успело нарастить объемы производства, больше подойдет упрощенная система налогообложения. Если расходы ООО сравнительно небольшие, то можно платить налог с дохода, что поможет сократить сумму фискальных платежей. При высоких расходах рекомендуется остановиться на «упрощенке» с прибыли, что поможет оптимизировать траты предприятия.
При УСН добиться уменьшения налоговых платежей можно преимущественно за счет страховых взносов. В этом случае ООО придется следовать таким правилам:
- Максимальная сумма, на которую можно уменьшить фискальный платеж – 50% от первоначального значения.
- Предприятие может уменьшить сумму налога на сумму ранее уплаченных страховых взносов (на медицинское, пенсионное, социальное страхование, за сотрудников на ДМС, больничные и т. д.). Воспользоваться такой возможностью предприятие может даже в том случае, если оно сменило объект налогообложения (например, с системы «за вычетом расходов» перешло на «доходы»).
ОСНО
Систему ОСНО стоит выбрать только при условии, что ее используют контрагенты, с которыми будет работать созданное предприятие. В противном случае ООО будет сложно добиться возврата НДС в рамках утвержденной законом процедуры.
Минимизировать сумму налоговых отчислений можно:
- Посредством уменьшения налога на прибыль. В этом случае в налоговом учете важно указывать все затраты на осуществление бизнес-деятельности. Это может быть оплата обучения сотрудников (только при наличии трудового договора), услуг маркетолога, расходы по использованию товарного знака и т. д. Но каждая позиция должна быть подтверждена документами, оформленными в соответствии и требованиями профильного законодательства. Важно, чтобы расходы были экономически обоснованными, иначе это привлечет внимание налоговой службы и может стать основанием для проведения проверки.
- За счет НДС. Сумма этого налога будет принята к вычету только при условии, что материалы или товары компания закупила у продавца, который является плательщиком НДС.
- Путем уменьшения суммы налога на имущество. Размер такого фискального платежа напрямую зависит от стоимости основных фондов. Но по мере того, как они изнашиваются, сумма налоговых отчислений должна уменьшаться. С этой целью важно правильно и своевременно рассчитывать амортизацию фондов. Определенные проблемы могут возникнуть у предприятия, которое оперирует кадастровой стоимостью. Такой показатель более «устойчивый», но даже его значение можно оспорить в судебном порядке, ссылаясь на необъективную государственную оценку.
ЕСХН
Фактически ЕСХН – это «упрощенка» с той лишь разницей, что ее могут использовать только организации, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность. В этом случае добиться уменьшения базы налогообложения можно путем учета всех возможных расходов, подтвержденных необходимыми документами.
Это могут быть:
- Арбитражные сборы и судебные расходы.
- Убытки предыдущих периодов.
- Расходы от потерь, вызванных падежом скота или птицы.
- Расходы на содержание временных или вахтовых поселков.
- Выплаты комиссионных или агентских вознаграждений и т. д.