Согласно п. 2. ст. 6 ФЗ-402 от 6.12.2011, ИП могут не вести бухгалтерский учет, если заполняют КУДИР. В этой книге фиксируются доходы и расходы предпринимателей. Но как быть бизнесменам на ЕНВД? Ведь при использовании данного режима КУДИР не ведется.
Особенности ведения бухучета ИП
Таким образом, ведение бухгалтерии для ИП сводится к хранению первичных документов и заполнению КУДИР в бумажном или электронном виде (кроме ЕНВД).
Самостоятельное ведение бухгалтерского учета ИП: пошаговая инструкция
Самостоятельное ведение бухучета экономит деньги, но занимает время. Напомним, что это не обязанность, а право предпринимателя. Бухгалтерский учет помогает повысить надежность и оперативность получения данных о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечить контроль над материальными ресурсами.
Пошаговая инструкция поможет разобраться со всеми нюансами. Стоит выделить несколько важных этапов:
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Выбор системы налогообложения для ИП
Первый и важный шаг, от которого зависят сроки отчетности, суммы налога и другие показатели.
ОСНО. Режим по умолчанию присваивается новым ИП, если при регистрации они не заявят о выборе спецрежима. В большинстве случаев ОСНО индивидуальным предпринимателям не выгодна. Мало того, режим наиболее сложный в плане ведения бухгалтерии.
При работе с наличными требуется заполнение кассовой книги и приходно-расходного ордера. Установлен налог на имущество.
УСН. Отличительная особенность — простота ведения бухучета, особенно при отсутствии сотрудников. Как и при ОСНО, финансовые показатели вносятся в КУДИР. Правила ее заполнения при УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы» немного различаются. Во втором варианте обязательно фиксирование всех затрат.
Полагается отчет перед налоговой службой ежегодно до 30 апреля. Авансовые платежи вносятся до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
ЕНВД. Налог тяжелый для понимания расчета, поскольку за основу берется не фактически полученный, а вмененный доход. Каждому виду деятельности соответствует определенный показатель, учитываются другие физические характеристики (площадь помещения, численность рабочих и прочее), результат корректируется на коэффициенты К1 и К2.
ЕСХН. Предприниматели, чья деятельность связана с сельским хозяйством, используют отдельную систему налогообложения. Основой для расчета налога является чистый доход. В книге учета фиксируется полученная прибыль и обязательно вносятся суммы затрат.
Авансовые платежи вносятся до 25 числа после отчетного периода. Налоговая декларация подается до 31 марта года, следующего за налоговым периодом.
ПСН. Бизнесмены на патенте платят 6% от потенциального дохода, размер которого устанавливается на региональном уровне. При ПСН заполняется книга учета доходов и расходов. Налоговая декларация в ФНС не предоставляется. Уплата налога происходит во время покупки патента. Приобрести его можно на срок до 12 месяцев.
Наличие наемных сотрудников
Гораздо сложнее вести бухгалтерский учет при наличии наемных сотрудников. Когда предприниматель становится работодателем, он получает статус налогового агента. Теперь он платит налоги не только за себя, но и за работников, удерживаются страховые взносы. Соответственно, возрастает количество документов, где фиксируются финансовые показатели.
Дополнительные документы для ИП работниками представлены в таблице.
Отчетная организация | Вид отчетности | Дата сдачи |
ФНС | Данные о среднесписочной численности | До 20 января после отчетного периода |
ФНС | 2-НДФЛ | До 1 апреля после отчетного года |
ФНС | 6-НДФЛ | До последнего числа месяца после отчетного квартала |
ФСС | ФСС-4 | До 20 числа, идущего за отчетным кварталом (бумажный вариант) и до 25-го (в электронной форме) |
ПФ | СЗВ-М | До 15 числа ежемесячно |
ПФ | СЗВ-СТАЖ | До 1 марта после отчетного года |
ФНС | РСВ-1 | До конца месяца после отчетного квартала |
Если срок сдачи отчетности совпадает с выходным или праздником, дата переносится на рабочий день.
Выбор вида бухгалтерского обслуживания
Даже при небольшом обороте отчетности ведение бухгалтерского учета упростят специальные программы. К примеру, 1С или «Мое дело». Автоматизация расчетов сведет к минимуму ошибки, которые легко допустить вручную.
Интернет-бухгалтерия имеет неоспоримые преимущества перед стационарными программами:
- полная автоматизация расчетов;
- напоминания сервиса о сроках сдачи отчетности;
- удаленное заполнение налоговых деклараций;
- подача документов на регистрацию ИП и сдача отчетов онлайн;
- консультации специалистов через сервис.
Многие виды интернет-бухгалтерии обеспечивают удобную работу не только с компьютера, но и с мобильных устройств. Одно из преимуществ онлайн-сервисов — экономия времени. Достаточно указать реквизиты и другие данные при регистрации ИП, чтобы система использовала их в дальнейшем при формировании отчетов. Объем доступных возможностей зависит от заложенных функций и выбранного тарифа.
Составление календаря
При использовании онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии система будет напоминать предпринимателю о приближающемся дне сдачи отчетности. Однако важно составить для себя календарь, чтобы всегда быть в курсе основных сроков.
Ведение и хранение бухгалтерских документов
Заполнение и хранение документов осуществляется в соответствии установленными правилами. Контролирующие органы вправе организовать проверки в любой момент. Предприниматель должен хранить документы, чтобы предоставить их проверяющему по первому требованию.
Рассмотрим в качестве примера список документов, которые должны храниться в бухгалтерии магазина:
Заполнение КУДИР также осуществляется по определенным правилам:
При совершении ошибки неверное значение зачеркивается одной сплошной чертой, а рядом указывается правильное, удостоверенное подписью бизнесмена, с пометкой даты корректировки.
Рекомендации по ведению бухгалтерии ИП
Генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова дает советы начинающим предпринимателям по ведению самостоятельного бухгалтерского учета:
- Используйте известные онлайн-сервисы. Они не привязаны к одному устройству, как стационарные программы, позволяют быстро и достоверно произвести необходимые расчеты и контролировать финансовый поток. Важно пользоваться именно популярными сервисами («Мое дело», 1С), что позволит снизить риск технических неполадок и недоработок, которые присущи малоизвестным продуктам.
- Все бумаги, используемые для бухучета, рекомендуется хранить в папках. Причем класть их туда стоит сразу после получения, чтобы избежать утери. Можно воспользоваться несколькими папками, распределив документы по категориям.
- Сверяйтесь с налоговиками. Как минимум 1 раз в год следует сверяться с налоговыми органами. Оптимальный период — примерно через 10 дней после сдачи годовых отчетов и уплаты налога. Свериться можно на официальном сайте ФНС, в применяемом онлайн-сервисе (если его возможности это позволяют), лично в офисе контролирующих органов.
- Следите за сроками сдачи отчетов. На сайте ФНС или в онлайн-сервисе для бухучета есть налоговый календарь. С его помощью ИП не допустит просрочек даже при условии постоянного внесения изменений в существующие законы.
- Не путайте сроки сдачи деклараций и уплаты налогов.
- При наличии сотрудников начинающим бизнесменам лучше сначала доверить расчеты профессионалу. Если нарушить установленные законы, можно получить штраф.