Бизнес по предоставлению массажных услуг привлекателен для начинающих предпринимателей небольшими стартовыми вложениями, легким вхождением в рынок, быстрой окупаемостью и стабильно высоким спросом. До недавнего времени закон позволял регистрировать данный вид деятельности, за исключением сугубо лечебного массажа, всем подряд, включая лиц, не имеющих никакого отношения к медицине. Однако начиная с 2012 года ситуация изменилась, список разрешенных видов сократился до трех, и рыночная ниша для людей с медицинским образованием стала значительно более свободной. Изучаем ситуацию и разбираемся в правовых основах массажного бизнеса «с нуля».
Оценка шансов на успех при открытии массажного салона
Даже при расчете на наемных специалистов без знания специфики профессии сложно не допустить ошибок при подборе персонала и грамотно контролировать его работу. Идти на рынок массажных услуг рекомендуется потенциально конкурентоспособным во всех отношениях лицам, способным качественно их предоставлять и выгодно подавать. Что нужно для старта полноценного бизнеса?
Бизнес-план массажного бизнеса
- Маркетинговые исследования — анализ рынка, конкуренции, спроса и его динамики, факторов, влияющих на его рост.
- Расчет стартовых вложений с подробной калькуляцией каждого пункта (аренда, покупка оборудования, энерго и водоснабжение).
- Место, где будет располагаться кабинет или сеть кабинетов с учетом его соответствия нормам санитарной безопасности по требованиям СЭС.
- Виды оказываемых услуг.
- Оценка целевой аудитории, потенциального потребителя (пол, возрастной охват, социальная или профессиональная группа, уровень дохода и проч.). Данный пункт вытекает из предыдущего или наоборот.
- Оптимальная правовая форма организации бизнеса и вид налогообложения. Регистрация в налоговых органах и получение лицензии Министерства здравоохранения.
- Составление схемы кабинета и дополнительных помещений, если они предполагаются. Оценка объема предварительных работ.
- Составление списка и сметы покупки оборудования и необходимого инвентаря (расходных материалов) с их обязательной сертификацией.
- Разработка фирменного стиля.
- Рекламная стратегия.
Регистрация бизнеса
Деятельность можно легализовать, получив статус индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ООО). Законны обе формы, но вторая дает больше возможностей, в частности, при создании сети кабинетов или оказания широкого спектра массажных услуг.
Для регистрации собирается пакет документов, включающий нотариально заверенные копии личных документов и заявления, квитанцию об уплате госпошлины, а в случае оформления юрлица — ряд документов, касающихся устава ООО и его состава (если учредителей несколько).

Лицензирование массажных услуг
Прежде предоставления в налоговый орган заявления о регистрации следует точно определиться со спецификой деятельности. Сегодня без получения специальной лицензии от районного субъекта Министерства здравоохранения можно выполнять только три вида массажа — СПА, гигиенический и антицеллюлитный.
В понятие СПА при желании можно включить и его некоторые разновидности (например, эротический), но в большинстве случаев без получения специального разрешения от медиков высшего звена деятельность при проверке может быть признана незаконной. Получение лицензии подразумевает соответствующее медицинское образование.
Проводить без лицензии три типа процедур, перечисленных выше, допустимо по закону только на здоровых людях. Это не голословное утверждение, а требование, прописанное в нормативных документах ГОСТ55321-2012 и ГОСТ55317-2012.
Пакет документов для получения лицензии
Собирать его нужно уже после того, как оформлены документы в территориальном налоговом органе.
- Документы о регистрации (ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно).
- Для юридического лица — устав организации и ее учредительный договор.
- Разрешение от Санэпидстанции, выданное на помещение, предназначенное для оказания услуг.
- Разрешительная документация от Роспотребнадзора и Роспожарнадзора.
- Диплом или иной документ, подтверждающий медицинское образование.
- Трудовая книжка с подтверждением стажа работы от 5 лет и более.
- Действующая санитарная книжка.
- Документация о наличии всей необходимой материально-технической базы для осуществления деятельности. Сюда относятся оборудование, инструментарий, если подразумевается его использование, и расходные материалы.
- Банковская квитанция на 7500 рублей об уплате государственной пошлины за получение лицензии. Выдается бессрочно.
Коды деятельности по каталогу ОКВЭД
В зависимости от специализации:
Оценка конкурентоспособности массажного бизнеса
Чтобы оценить свои реальные шансы на успех в данном бизнесе, полезно узнать как можно больше о своих ближайших конкурентах, их слабых и сильных сторонах. А после этого с максимальной честностью дать себе ответ на вопрос о собственных преимуществах. Оценка должна быть объективной, а преимущества такими, чтобы их можно было изложить без эмоциональной окраски по пунктам на бумаге. Хорошо, если их наберется хотя бы 2-3.
Аренда помещения для массажа
Наилучшими местами с точки зрения маркетинга будет расположение в действующем медицинском учреждении, при банном комплексе или спортклубе, на базе салона красоты или СПА. Помимо отличной проходимости своей целевой аудитории, процесс открытия упрощается за счет уже сертифицированных помещений с утвержденным соответствием санитарным и противопожарным нормам.
Расположение напрямую влияет на специфику предлагаемых услуг. В спальных районах или на оживленных центральных улицах более востребованными окажутся массажисты широкого профиля. В специализированных учреждениях типа фитнес-клубов или спортивных центров повышенным спросом будет пользоваться спортивное или антицеллюлитное направление.
Требования к массажному кабинету и оборудованию
Санитарно-гигиенические требования предписывают:
- выделение площади не менее 8 кв.м. из расчета на 1 рабочее место, но не менее 12 кв.м. общей (если работник один);
- при наличии нескольких рабочих мест они должны быть отделены ширмой с матерчатыми занавесками;
- деревянный пол с покрытием из линолеума;
- окраска стен масляной краской или другим материалом, пригодным для еженедельного мытья, не менее 2 м от пола, выше — клеевая побелка;
- договор с организацией, производящей дезинфекционную обработку по заданному графику.
- размещение в многоэтажном жилом доме возможно только на 1 этаже (цоколь или более высокий этаж недопустим);
- наличие рукомойника, санузла, при штате 4 человека и более в одной смене — душевой комнаты для персонала;
- приточная вентиляция с 5-кратным часовым воздухообменом;
- специализированная мебель (столы), индивидуальные шкафы для работников, вешалки для одежды посетителей, зеркала, стол, стулья;
- стол типовой, фабричный, стандартных размеров 1,95-2 м в длину и 0,65 м в ширину при высоте 0,8 м, покрыт клеенкой. В комплекте к нему — разноразмерные обшитые моющимся материалом (клеенка) валики;
- требования к освещенности помещения 120-130 лк;
- наличие аптечки (определенный ассортимент).
Массажный бизнес без аренды помещения
Данная схема требует меньших вложений, но и не позволяет рассчитывать на большой доход. Переезды от одного клиента к другому в итоге также составляют значительные потери времени и транспортные издержки. Кроме того, это не освобождает от получения лицензии при выполнении массажа лечебного характера.
Первоначальные инвестиции для массажного салона
Стоимость достаточно качественного массажного стола начинается от 12-15 тысяч рублей. Еще столько, как минимум, нужно выделить на покупку остальной мебели — письменного стола, стульев, вешалки или шкафчика для одежды, ширмы, стеллажей. На стартовые рекламные цели достаточно заложить 3-5 тысяч рублей (рекламный стенд, визитки). Около 5000 рублей потребуется на закупку рабочей одежды, ежедневников, полотенец. Для удобства работы с клиентами по записи в перспективе потребуется ноутбук или компьютер.
При среднем раскладе для малых российских городов первоначальные затраты составят 40-50 тысяч рублей. Кроме того, и ее при желании можно сократить. На окупаемость можно выйти за 3-4 месяца даже при отсутствии максимальной загрузки. В Москве и других крупных мегаполисах ценник будет в разы выше.

Финансовое планирование массажного бизнеса
Для расчета окупаемости и оптимального производственного графика необходимо определиться с ожидаемым средним чеком, длительностью процедур и ожидаемым количеством посетителей.
Средний чек рассчитывается на основе 2-3 наиболее востребованных услуг. Количество рабочих часов делится на среднюю продолжительность процедуры, после чего применяется ожидаемый коэффициент загрузки, исходя из востребованности услуг на начальном этапе и уже наработанной клиентской базы.
Усредненный показатель посещаемости в первый месяц после открытия — 3-4 посетителя в день, в следующие два месяца число посетителей может удвоиться, затем посещаемость обычно стабилизируется. Для расширения клиентской базы далее необходимы дополнительные шаги. Посещаемость в 7-9 человек на один стол ежедневно считается успешным показателем.
Планирование ежемесячных затрат
- Оплата коммунальных услуг и аренды помещения. При обслуживании на дому — транспортные расходы.
- Налоговые и прочие обязательные отчисления в государственные структуры.
- Закупка расходных материалов для обеспечения текущей деятельности (масла, полотенца, простыни, питьевая вода, чай).
- Прочие расходы (внеплановый ремонт, замена инвентаря и т.д.). Разумно заложить на них 5% от выручки.
Рекламная стратегия направления массажных услуг
Массажные услуги относят к разряду персональных, для которых решающее значение имеет профессиональная репутация специалиста. Самой эффективной рекламой было и остается «сарафанное радио», что актуально, хотя и не в такой мере, даже для крупных мегаполисов. Дальнейшие рекомендуемые рекламные шаги:
- Распечатка и раздача визиток и флайеров. Их можно раздавать в местах с хорошей проходимостью, желательно для контингента, максимально приближенного к своей ЦА. Имеет смысл давать по нескольку визиток клиентам, которые уходят довольными. Повысятся шансы того, что при разговоре со знакомыми они оставят им ваш телефон и адрес.
- Перед открытием кабинета обзвонить всех настоящих и бывших клиентов, отправить им свои обновленные контакты.
- Хорошо работают бесплатные фирменные мелочи с логотипом или именем и контактными данными — календари, ручки, магниты на холодильник, блокноты и прочее. Раздавать их стоит не всем подряд, а лишь перспективным по собственным ощущениям клиентам.
- Реклама в СМИ в данном рыночном сегменте практически не работает, а потому смысла тратиться на нее нет, учитывая ее высокую стоимость.
- Группы в соцсетях, завуалированные рекламные посты на городских форумах. Заказать их за невысокую плату можно на биржах контента типа Адвего и других подобных площадках.
- В перспективе — создание хотя бы одностраничного сайта-визитки.
- Имеющиеся сертификаты и дипломы размещаются в рамках на стенах кабинета.
- Информационно-рекламный стенд у кабинета или возле уличного входа с кратким резюме и графиком работы.
Акции как стимулирование продаж услуг массажа
Стратегия стимулирования к получению услуги должна быть продуманной, нужно помнить, что ее конечная цель — прибыль, а не количество обслуженных человек.
- Не стоит предлагать бесплатно даже первое посещение, это привлечет в большинстве своем не ту аудиторию, которая интересна с точки зрения расширения клиентской базы. А вот обещанный второй бесплатный массаж сработает в этом плане лучше.
- Скидки лучше предоставлять тем, кто может помочь развитию бизнеса. К этой категории относятся и те, кто имеет большой круг знакомых из числа потенциальных клиентов.
- Один из вариантов стимулирования — скидка после завершенного курса на следующий или при предварительной записи за месяц и более.
- Небольшая скидка на единовременную оплату полного курса.
- Корпоративные и семейные скидки.
Планирование рабочего графика
На старте важно четко представлять объем предстоящей работы и ответственности. Профессия массажиста требует физической выносливости, силы нужно рассчитывать из расчета полноценного обслуживания до последнего посетителя. Исходя из этого, составляется график и открывается предварительная запись.
Картотека
Если планируется открытие кабинета на несколько массажных столов, а тем более привлечение нескольких массажистов для работы на одном столе, необходимо продумать средства фиксации предварительной записи во избежание путаницы и накладок. Помимо этого, необходима обратная связь на случай форс-мажорных обстоятельств. С этой целью желательно вести электронную картотеку или книгу записи, к которым будут иметь доступ все работники салона в любое время.
Персонал в массажный кабинет
Хороший массажист — краеугольный камень успеха профессии и его самая большая проблема. Если бизнес открывается не для легализации собственного труда, встает большой вопрос поиска специалистов. Эксперты не рекомендуют брать на работу узкоспециализированных массажистов, если это не диктуется профилем заведения, при котором открыт массажный кабинет. Лучше отдать предпочтение профессионалам универсального профиля.
Схема работы персонала может предполагать посменный график или работу под заказ, когда мастер приходит под своего клиента. Если при найме работника сложно оценить уровень его подготовки, это поможет сделать наличие у него постоянной клиентуры.
Стоит ли вкладывать средства в обучение мастера?
Обучать малознакомого человека, который обещает работать в вашем салоне после получения квалификации, однозначно не стоит. Вкладывать деньги имеет смысл только в того, кто связан с вами взаимовыгодными интересами и не имеет перспектив заработать отдельно больше.
За видимостью легкого и рентабельного предприятия скрывается множество нюансов, которые в итоге могут стать причиной разочарования тех, кто предварительно не разобрался с особенностями бизнес направления. Правовое урегулирование, санитарные требования, сезонные особенности, сложности с наймом, завоевание доверие своего клиента — все это должно стать объектом тщательного изучения и прогнозирования еще до того, как будет сделан первый шаг на пути к новому предприятию.