Ипотека — это форма залога, при котором имущество остается во владении заемщика, но ограничивается его право свободно им распоряжаться. Залог обеспечивает исполнение обязательств по кредитному договору в полном объеме, в том числе за счет его реализации. По закону ипотека подлежит обязательной государственной регистрации, при этом процедура имеет определенные особенности.
Особенности регистрации разных видов ипотеки
Ипотека бывает двух видов:
- в силу договора;
- в силу закона.
В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его местонахождение, стоимость, сумма обязательства, срок и периодичность их исполнения. Для государственной регистрации ипотеки в силу закона требуется присутствие залогодателя и залогодержателя.
Ипотека в силу закона возникает автоматически, если недвижимость приобретена за счет кредитных средств полностью или частично. Регистрация ипотеки в силу закона происходит в момент регистрации права собственности заемщика на недвижимость.
При этом виде ипотеки может быть оформлена закладная, которую кредитор впоследствии имеет право продать или использовать в качестве обеспечения для выпуска ценных бумаг. Подать документы на регистрацию ипотеки в силу закона может только одна сторона, присутствие второго участника договора не требуется.
Какие документы нужны для регистрации ипотеки
Если регистрируется ипотека в силу закона, то документы по купле-продаже жилья и оформлению на него залога подаются одновременно. В полный пакт входят:
При использовании ипотечного кредита договор купли-продажи нужно заверять у нотариуса, если приобретаемый объект принадлежит несовершеннолетнему ребенку или находится в долевой собственности, а также, если сделка совершается от лица опекуна.
Для регистрации ипотеки в силу договора понадобятся заявления сторон, кредитный и ипотечный договоры.
Как проходит регистрация ипотеки
Документы по купле-продаже, кредиту и ипотеке подписываются в банке, после чего их направляют на регистрацию. Сделать это можно несколькими способами:
- Лично. Пакет документов можно сдать в орган, занимающийся регистрацией прав, или оформить сделку через МФЦ.
- Почтовым отправлением. Письмо с уведомлением о вручении должно содержать оценку стоимости вложения и опись. Все документы должны быть заверены нотариально.
- В электронном виде. Документы подаются через портал государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте регистрирующего органа. В этом случае предварительно нужно оформить электронную подпись.
От способа подачи заявления зависят сроки регистрации ипотеки. При личном обращении в орган регистрации оформление документов займет до пяти дней, при использовании услуг многофункционального центра – до семи, а по сделкам в электронной форме проводится ускоренная процедура регистрации, занимающая от одного до трех дней.
Срок регистрации начинают считать со следующего рабочего дня после подачи документов. Свидетельство о праве собственности сейчас не выдают, вместо него будет выписка из Росреестра, содержащая, в том числе, информацию об обременении.
Сколько стоит регистрация ипотеки
Государственная регистрация договора ипотеки предусматривает оплату пошлины, которая составляет 1 000 рублей, при этом если по одному договору в залог передается несколько объектов, то заплатить нужно будет за каждый. Размер госпошлины делится на количество участников договора, квитанции об оплате должен предоставить каждый из них.