Социальная ипотека – комплекс мер, направленных на обеспечение жильем социально не защищенных граждан, а также очередников, которые не могут приобрести квартиру по программам коммерческой ипотеки.
Что такое социальная ипотека
Программы социальной помощи на приобретение жилья разработаны для того, чтобы граждане могли улучшить свои жилищные условия. На участие в них могут претендовать не все категории населения. Государству нужно предоставить доказательства, что действительно есть необходимость в такой помощи.
В зависимости от условий программы могут быть предусмотрены разные виды помощи:
Средства на обеспечение доступности ипотечных кредитов для льготных категорий граждан выделяются федеральным и региональными бюджетами. От источника финансирования во многом зависят условия программ.
Кто может получить социальную ипотеку
Право на приобретение жилья по программам социальной ипотеки имеют граждане, относящиеся к следующим категориям:
- семьи, имеющие одного или двух несовершеннолетних детей;
- многодетные семьи;
- служащие органов государственной власти и местного самоуправления;
- работники государственных, муниципальных, образовательных, медицинских и научных учреждений;
- сотрудники организаций оборонно-промышленного комплекса;
- военнослужащие, служащие полиции и других силовых ведомств, а также лица, уволенные с военной службы;
- ветераны боевых действий;
- пострадавшие от радиационного облучения на предприятии «Маяк» и Чернобыльской АЭС;
- бывшие жители Крайнего Севера;
- вынужденные переселенцы;
- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
- очередники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- лица, имеющие жилье, площадь которого меньше установленной нормы в расчете на одного члена семьи;
- молодые семьи, в которых супругам не исполнилось 35 лет;
- лица, проживающие в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Кроме этого, в программах может быть установлено ограничение по уровню доходов заемщика и его семьи. Для работников бюджетных и государственных структур указывают требования к минимальному стажу и срок, в течение которого получатель государственной помощи не должен увольняться со своего места работы.
Как оформить социальную ипотеку
Процесс получения социальной ипотеки проходит в два этапа. Сначала нужно встать на учет в жилищной инспекции, и только после подтверждения права на государственную помощь, можно подавать заявку в банк.
Этап 1: встать на учет в жилищной инспекции
Собрать документы. Перечень зависит от региона проживания. В список могут входить:
- заявление о постановке на учет;
- копии документов, удостоверяющих личность каждого из членов семьи гражданина и их родственные отношения с гражданином;
- справка из Росреестра об отсутствии или наличии недвижимости в собственности;
- акт обследования жилищных условий;
- справка врачебно-трудовой экспертной комиссии, если заявитель является инвалидом;
- копии документов о трудоустройстве;
- справка о лицах, зарегистрированных в квартире по месту жительства гражданина, выданная не позднее, чем за десять дней до дня подачи заявления о постановке на учет.
Подать документы в жилищную инспекцию по месту жительства. Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней со дня поступления, после чего заявителю сообщают результат. Для принятия положительного решения должно быть соблюдено одно из условий:
- у гражданина нет жилья, в том числе предоставленного ему по договору социального найма;
- площадь жилья в расчете на одного члена семьи меньше установленной региональной нормы;
- жилье, в котором проживает гражданин, является аварийным или подлежит расселению;
- семья проживает в коммунальной квартире, и один из ее членов имеет тяжелое хроническое заболевание (эпилепсию, туберкулез, психические расстройства, злокачественные новообразования и т.д.).
При одобрении заявителя включают в очередь на улучшение жилищных условий.
Получить свидетельство о праве на предоставление государственной помощи. Если заявителю выделят финансирование, он получит соответствующий документ, после чего может приступать к оформлению социальной ипотеки.
Этап 2: оформить социальную ипотеку в банке
- Выбрать банк, уполномоченный государством на реализацию льготных ипотечных программ.
- Подать заявку на оформление ипотечного кредита.
- Предоставить в банк документы для проверки службой безопасности (удостоверения личности, справки о доходах и трудоустройстве, сертификат на получение льгот).
- Дождаться ответа кредитной организации. Банку нужно оценить платежеспособность заемщика и проверить кредитную историю.
- Выбрать квартиру. Объект должен быть ликвидным, иначе банк его не одобрит. Для определения его стоимости нужно провести независимую оценку.
- Провести сделку по купле-продаже. В зависимости от вида государственной помощи средства, выделяемые по сертификату, будут перечислены продавцу в качестве первого взноса или банку для компенсации процентной ставки.