Шиномонтажные мастерские широко распространены во всех регионах России. Многие из них занимаются не только шиномонтажом, но и оказывают другие сопутствующие услуги. Обусловлено это тем, что потребность в монтаже шин носит сезонный характер. Кроме того, чтобы преодолеть характерную для данного бизнеса высокую конкуренцию, необходимо предлагать клиентам качественно выполненную работу по доступным ценам. Поскольку ситуация в определенном городе может иметь свои особенности, то перед тем, как открыть с нуля такой бизнес, необходимо составить бизнес план шиномонтажа с расчетами, максимально конкретизировав его под местный рынок.
Анализ рынка
Ниша шиномонтажа уже хорошо заполнена существующими крупными и мелкими игроками. Но с учетом того, что количество автомобилей у населения постоянно растет, возрастает и спрос на услуги таких мастерских. По этой причине, несмотря на высокую конкуренцию, возможности для открытия собственного бизнеса в данной сфере весьма неплохие.
Наиболее сильными конкурентами считаются крупные СТО, предоставляющие широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию автомашин. Их постоянные клиенты, привыкшие обращаться к надежным специалистам, вряд ли решат менять шины в другой мастерской. Тем более, если она совершенно новая и никому не известная. Шиномонтажки небольшого формата не столь «несокрушимы», поскольку пользуются известностью на небольшой территории города. С ними легко ужиться, если расположить свое предприятие за пределами этого участка.
В плане целевой аудитории необходимо понимать, что ее основу будут составлять автомобилисты, которые не могут или не хотят менять резину самостоятельно. Чаще всего таковыми являются состоятельные люди, владеющие иномарками. Этот факт необходимо учитывать, поскольку для такой категории клиентов необходим качественный сервис.
Еще один фактор, требующий отдельного внимания при открытии собственного шиномонтажа – это его сезонность. Основной поток потребителей услуг приходится на периоды межсезонья – в апреле и ноябре. Все остальное время основная услуга будет мало востребована, поэтому можно выбрать один из двух вариантов: либо приостанавливать деятельность (что крайне невыгодно), либо выполнять другие авторемонтные работы. Например, предлагать услуги по сухой мойке автомобилей.
Формат деятельности шиномонтажа
Шиномонтажка может действовать в трех форматах:
- стационарном
- модульном
- мобильном.
Все зависит от помещения, в котором будет установлено оборудование. При хорошем развитии бизнеса эти форматы можно сочетать между собой, например, оборудовав наряду со стационарной мастерской мобильный шиномонтаж, работающий по вызову.
Стационарный
Стационарно установленная точка по монтажу шин – наиболее востребованный у автомобилистов формат мастерской. Здесь все отработано до мелочей, а оборудование позволяет выполнять самые сложные манипуляции и тщательно контролировать качество работы. К тому же самостоятельное обращение к мастеру, работающему в стационарной мастерской, позволяет планировать время обслуживания и вызывает намного больше доверия, чем передвижная шиномонтажка.
Как бизнес такой шиномонтаж тоже обладает многими преимуществами, включая:
- получение стабильного дохода;
- оказание более широкого спектра услуг;
- использование всех видов рекламы;
- планирование своей деятельности по расписанию.
Выгоды на стартовом этапе возможны только в том случае, если предприятие организовывается в собственном или арендованном помещении (гараже). Хотя возможны более существенные затраты на оборудование, но в дальнейшем оно быстро себя окупит и будет приносить больше прибыли.
Модульный
Для обустройства модульного шиномонтажа используется сборно-разборный модуль, который отличается от капитального строения только возможностью переноса на другое место. Внутри есть все коммуникации, а функционал оборудования не ниже стационарного варианта. Основными преимуществами такого формата мастерской являются:
- легкая сборка и разборка, позволяющая в любой момент переехать на более выгодное место;
- модуль достаточно подключить только к электросети, поскольку все остальные инженерные сети уже встроены в конструкцию;
- стоимость модуля ниже по сравнению со стоимостью покупки или аренды готового помещения.
С другой стороны, строить капитальное здание для того, чтобы открыть шиномонтажку, совсем не обязательно. Мастерскую можно оборудовать в гараже или арендованном помещении. К тому же большой необходимости в изменении месторасположения при правильной организации бизнеса практически не бывает. Поэтому модульные мастерские не пользуются популярностью у предпринимателей по причине повышенных стартовых вложений и меньшего доверия у клиентов.
Мобильный
Мобильный шиномонтаж обустраивается в подходящем по размеру автомобиле, как правило, в грузовом фургоне типа «Газель». На полноценную мастерскую такой вариант не тянет и обычно работает как «скорая помощь» – по вызову в случае аварийной ситуации. Также могут быть плановые выезды для замены шин на дому.
Основные минусы здесь обусловлены небольшим количеством оборудования, позволяющим выполнять только основные операции, а также неравномерный график работы, который трудно спланировать. Поэтому в отдельные дни специализированный автомобиль может простаивать, а в другие – работать без остановки.
Кроме того, услуги выездного шиномонтажа пока не очень распространены, не пользуются особым спросом и доверием у клиентов. Также недостатком этого формата деятельности является высокая зависимость от стоимости бензина, при повышении которой увеличится и себестоимость услуг. Зато мобильная шиномонтажка может стать отличным дополнением к стационарно действующей мастерской. Предоставление дополнительных услуг такого плана значительно повысит конкурентные преимущества, расширит целевую аудиторию и, соответственно, увеличит прибыльность предприятия.
Шиномонтаж по франшизе
Открыть шиномонтаж по франшизе намного проще, чем самостоятельно с нуля. Покупка франшизы дает право на использование имени уже известного бренда, а также его модели организации и ведения бизнеса. Такой подход позволяет не только упростить процесс организации своей мастерской, но и привлечь к ней внимание потенциальных клиентов за счет уже имеющейся деловой репутации франчайзера.
Основные расходы в этом случае будут связаны с приобретением франшизы. Все остальные проблемы решаются с помощью компании-франчайзера. Кроме того, нужно будет ежемесячно выплачивать стоимость аренды этой франшизы (роялти). Сумма оговаривается в договоре и может быть фиксированной или в процентах от прибыли.
По каждой франшизе предлагаются разные условия. Поэтому перед покупкой необходимо сравнить имеющиеся предложения и определить самое выгодное. Важно, чтобы франчайзер обеспечивал все необходимое для открытия и дальнейшего осуществления деятельности, в первую очередь:
- поставку оборудования;
- обучение персонала;
- проведение рекламно-маркетинговых мероприятий;
- пополнение запасов шин, дисков и других материалов;
- консультативную поддержку.
Организационно-правовые аспекты при открытии шиномонтажа
Юридическое оформление шиномонтажной мастерской требует решения нескольких вопросов. В первую очередь – это регистрация бизнеса и согласование всех формальностей. Кроме того, при использовании в качестве помещения под шиномонтаж собственного или арендованного гаража придется выполнить еще ряд официальных процедур, чтобы узаконить его применение в этих целях.
Регистрация шиномонтажного бизнеса
Для небольшой шиномонтажной мастерской достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Если предприятие открывает несколько совладельцев или в дальнейшем планируется крупное развитие, то потребуется учреждать ООО. Но, как правило, владельцами шиномонтажек являются преимущественно ИП.
В этом случае в налоговую инспекцию подают:
- заявление официального образца;
- ксерокопии паспорта, ИНН;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Для ИП размер госпошлины составляет 800 рублей, для ООО – 4000 рублей. Эти средства можно сэкономить, если зарегистрироваться через портал Госуслуг.
В любом случае в заявлении на регистрацию надо прописать коды ОКВЭД. Основным будет 45.20, разрешающий вести деятельность по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств, включая шиномонтажные работы.
В качестве дополнительных рекомендуется указать такие коды:
- 22.11 – для капремонта или реставрации шин и покрышек;
- 45.32 – для торговли автодеталями и узлами;
- 45.40 – для аналогичного обслуживания/ремонта мотоциклов и мототранспортных средств, а также продажи деталей и узлов к ним.
При регистрации следует сразу выбрать и перейти на соответствующий режим налогообложения. Для шиномонтажа подходят:
- ЕНВД ‒ начисляется на вмененный (предположительный) доход, исходя из количества сотрудников;
- ПСН ‒ предполагает покупку патента, что весьма выгодно, но действует не во всех регионах и накладывает ограничения на численность штата;
- УСН ‒ наиболее распространенная система, при которой налог исчисляется в размере 6% от выручки или 15% от прибыли, но требует установки ККТ (кассового аппарата) для учета доходов.
Непосредственно перед началом работы нужно оформить еще ряд документов:
- договоры на вывоз ТБО и химических веществ;
- договоры на подключение и обслуживание коммунальными службами;
- разрешение Госпожнадзора.
В завершение надо открыть расчетный счет в банке и уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности.
При обустройстве помещения и организации своей деятельности необходимо соблюдать ряд законодательных и нормативных актов, включая:
- закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – по оборудованию санитарно-защитной зоны, которая для автосервисов определяется в СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 и составляет 50 метров (минимальная удаленность до жилых домов);
- СанПиН 2.2.4.548-96 – по микроклимату помещений;
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 – по уровню шума в рабочей и жилой зонах;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 – по обезвреживанию отходов.
Относительно обустройства помещения и качества предоставляемых услуг надо руководствоваться требованиями:
- ГОСТ 25289-82 – по наличию гаражного оборудования;
- ГОСТ 31489-2012 – по безопасности гаражного оборудования;
- ГОСТ Р 52899-2007 – по ТУ на шины для грузовых автомобилей;
- ГОСТ 4754-97 – по ТУ на шины для легкового и легкого грузового автотранспорта;
- ГОСТ 24779-81 (СТ СЭВ 1492-79) – по транспортировке и хранению шин;
- Правила охраны труда на СТО – по охране труда на шиномонтаже (п.п. 209–219);
- Закон РФ «О защите прав потребителей».
Переоформление гаража
Нередко предприниматели открывают мастерскую в гараже, расположенном во дворе частного дома. Такой гараж числится в ИЖС, поэтому перед тем, как открыть шиномонтаж, необходимо перевести его в коммерческую недвижимость. Для официально оформленного ИП это не обязательно, но во избежание споров и штрафов за использование не по целевому назначению рекомендуется переоформить гараж вовремя.
Для этого требуется:
- отделить место, на котором стоит гараж, в отдельный участок;
- поменять ВРИ выделенного участка на «коммерческий».
Если в «Правилах землепользования», утвержденных органами местного самоуправления, ИЖС и «Коммерческая недвижимость» считаются основными видами разрешенного использования, то вопрос решается в Многофункциональном центре. Когда один из ВРИ указан как условный, то без публичных слушаний не обойтись. Проведение процедуры следует выяснить в местном архитектурном отделе.
На территории гаражно-строительного кооператива открыть шиномонтаж на законном основании нельзя. Вести подобную деятельность запрещается даже на основании изменений в Уставе ГСК, утвержденных общим собранием.
Помещение и персонал для шиномонтажа
Расположить свой шиномонтаж выгоднее всего вдоль городских магистралей, больших транспортных развязок или автострад, а также возле точек авто-обслуживания – АЗС, стоянок и других сервисов. Важно, чтобы поблизости не было конкурентов.
Оборудовать мастерскую можно в собственном или арендованном помещении (гараже). Ремонт может не потребоваться за исключением тех работ, которые необходимы для приведения помещения в соответствие с требованиями Госпожнадзора.
Важно установить качественное оборудование, обеспечивающее выполнение всех необходимых работ. В перечень рекомендуется включить:
- стенд для шиномонтажа;
- балансировочный станок;
- прокаточный станок;
- металлический верстак;
- компрессор;
- вулканизатор;
- проверочную ванну;
- подкатной или пневмодомкрат;
- гайковерт.
Также потребуются мелкие инструменты и расходные материалы. Экономить здесь нельзя. Следует учитывать, что от качества выполненных работ и используемых материалов зависит не только репутация предприятия, но и жизнь автомобилистов.
Из меблировки закупаются:
- несколько кресел для клиентов;
- стол и стул для обустройства рабочего места;
- стеллажи и ящики для складирования шин, дисков, других материалов.
Для работы небольшой шиномонтажки необходим кадровый состав:
- 2 старших смены, в обязанности которых дополнительно входит расчет с клиентами и составление отчетов;
- 2 механика – по 1 в каждую смену.
В пиковые сезоны потребуется увеличение количества сотрудников – добавятся еще 2 разнорабочих. Таким образом, в межсезонье в штате будет числиться 4 сотрудника, а в периоды высокого спроса – 6.
Рекламно-маркетинговый план шиномонтажа
Реклама новой шиномонтажки должна быть локальной, поскольку никто не будет ехать с другого конца города, чтобы поменять шины, если рядом есть аналогичная мастерская. Поэтому основное внимание следует уделить:
- вывеске – она должна яркой и хорошо заметной с разных позиций;
- всем вариантам наружных рекламных носителей (билборды, указатели, растяжки), установив их вблизи городских магистралей, больших транспортных развязок или автострад;
- распространению печатной продукции (листовок, флаеров, визиток) в местах наибольшего скопления потенциальных клиентов – на АЗС и автостоянках, в автосалонах.
Реклама в СМИ будет малоэффективной, как и интернет-продвижение. Но при возможности можно использовать странички в соцсетях или городские форумы для публикации информации об услугах и преимуществах нового шиномонтажа.
Если говорить о «сарафанном радио», то не следует ради привлечения клиентов слишком снижать цены. Это только уменьшит прибыль, не оказав должного эффекта, поскольку стоимость таких услуг является вторым условием популярности мастерской. На первом всегда стоит качество и скорость выполняемых работ. Но и завышать прайс тоже не следует: оптимальный вариант цены – чуть ниже рыночной, и это только на стартовом этапе. Затем нужно поддерживать среднерыночный уровень.
Положительное влияние на имидж шиномонтажки оказывает наличие собственной униформы. Она должна быть качественной, прочной и иметь фирменные отличия – название или логотип компании.
Финансовые расчеты шиномонтажного бизнеса
Перед тем как открыть шиномонтаж, бизнес план с расчетами составляется исключительно с использованием собственных данных и конкретных показателей местного рынка. В нем должны учитываться результаты проведенного анализа, уровень цен на оборудование и услуги шиномонтажа в регионе, а также ряд других, сугубо индивидуальных показателей. Пример расчетов приводится для ознакомления с финансовой составляющей данного бизнеса: ориентировочными затратами, рентабельностью, сроками окупаемости и прибыльностью. Для этого рассматривается небольшая стационарная шиномонтажка, работающая в городе с населением до 500 тысяч жителей и предоставляющая, кроме основных, некоторые сопутствующие услуги.
Стартовые вложения
Наименование | Стоимость |
Стенд для шиномонтажа | 50000 рублей |
Балансировочный станок | 115000 рублей |
Прокаточный станок для дисков | 100000 рублей |
Металлический верстак | 10000 рублей |
Компрессор | 30000 рублей |
Вулканизатор | 20000 рублей |
Проверочная ванна | 5000 рублей |
Подкатной или пневмодомкрат | 15000 рублей |
Гайковерт | 5000 рублей |
Для обустройства такой мастерской потребуется потратить 250000 рублей на оборудование.
Желательно приобретать не каждое наименование отдельно, а купить готовый комплект для шиномонтажных работ. По стоимости он будет примерно таким же, зато поставщик доставит и установит его бесплатно, а также обеспечит бесплатное гарантийное обслуживание.
Дополнительно понадобится набор мелких инструментов и расходные материалы, которые обойдутся еще в 30000 рублей. Также следует учесть небольшой ремонт помещения, его меблировку и другие стартовые вложения. Всего открытие собственной шиномонтажки обойдется в 450000 рублей.
Статья затрат | Сумма |
Ремонт помещения | 50000 рублей |
Закупка оборудования | 250000 рублей |
Мебель | 50000 рублей |
Инструменты, материалы | 30000 рублей |
Реклама | 30000 рублей |
Униформа | 20000 рублей |
Непредвиденные затраты | 20000 рублей |
При организации мобильного монтажа потребуется приобретение микроавтобуса марки «Газель» ‒ это дополнительно 600000 рублей. Примерно во столько же обойдется и покупка модульного здания.
Ежемесячные расходы
Поскольку бизнес характеризуется выраженной сезонностью, то расчет ежемесячных затрат необходимо проводить для каждого сезона отдельно. Заработная плата технических специалистов будет выплачиваться в процентах от доходов: старшим смены –20%, механикам – 15%, подсобным рабочим – 10% на всех.
Статьи затрат | Сумма в межсезонье, рублей | Сумма в высокий сезон (апрель и ноябрь), рублей |
Аренда помещения | 25000 | 25000 |
Фонд оплаты труда:
старшим смены механикам подсобникам |
70000
40000 30000 – |
378000
168000 126000 84000 |
Оплата коммунальных услуг | 5000 | 10000 |
Восполнение запасов расходных материалов | 10000 | 50000 |
Поддержание рекламы | 10000 | 10000 |
Непредвиденные расходы | 10000 | 15000 |
Всего | 130000 | 488000 |
Общая сумма постоянных расходов будет составлять 130000 рублей в месяц в период межсезонья и 488000 – во время повышенного спроса.
Прогнозируемые доходы шиномонтажа
Стоимость каждой услуги шиномонтажки меняется в зависимости от региона, формата мастерской, типа колес и других факторов. В примере выручка определяется из расчета 1000 рублей за услугу. Это усредненный показатель, который может варьироваться для конкретного клиента в ту или иную сторону. При описанном выше штатном расписании получаются следующие показатели производительности:
Показатель | В межсезонье | В высокий сезон (апрель и ноябрь) |
Средняя стоимость услуги | 1000 рублей | 1000 рублей |
Процент загруженности | 50% | 70% |
Количество услуг на одного работника в месяц | 100 | 200 |
Количество работников при двухсменном режиме | 4 | 6 |
Выручка в месяц | 200000 рублей | 840000 рублей |
В результате получается:
Показатель | Сумма в межсезонье | Сумма в высокий сезон (апрель и ноябрь) |
Ежемесячная прибыль до уплаты налогов | 70000 рублей | 352000 рублей |
Налоговый платеж (УСН – 15% от прибыли) | 10500 рублей | 52800 рублей |
Чистая прибыль | 59500 рублей | 299200 рублей |
Показатели указаны за 1 месяц работы в соответствующем периоде. В зависимости от того, в какое время года был открыт шиномонтаж, срок окупаемости вложенных средств может составлять от 3 до 6 месяцев. Вполне понятно, что выгоднее открываться за месяц до «пикового» сезона. За это время можно хорошо раскрутить рекламу и привлечь внимание потенциальных клиентов.
Шиномонтажный бизнес – прибыльное и перспективное дело. Важно правильно обустроить мастерскую, подобрать опытных механиков и постоянно контролировать их работу, чтобы обеспечить высокое качество услуг.