Игры любят не только дети, но и взрослые, которые готовы платить деньги за сильные эмоции. Многие не прочь на время стать разведчиком, исследователем, детективом или побывать в загадочных местах, находя из них выход и разгадывая сложные головоломки. Для всего этого существуют квест-комнаты, где человек попадает из реального мира в воображаемый. Квесты — это сюжетные ролевые игры, которые изначально проводились только на городских улицах, а сейчас организовываются и в помещениях.
Особенности бизнеса
Как бизнес такое предприятие выглядит заманчиво, так как открыть квест-комнату можно без особых навыков и знаний, а в дальнейшем – получать высокую прибыль, занимаясь действительно интересным делом. Однако есть в нем и существенные минусы: на старте – это высокий порог вхождения, а на протяжении всей работы ‒ сильная зависимость от репутации и креативности сценария.
Для этого бизнеса характерна одна уникальная особенность – при правильном выборе ниши высокая конкуренция здесь не мешает, а, наоборот, способствует притоку клиентов. Конкуренты, по сути, помогают друг другу, поскольку человек, поигравший в один квест, начинает искать новые.
Поэтому действительно реальными конкурентами здесь являются не другие квест-компании, а представители иных направлений сферы развлечений – парки отдыха с аттракционами, кинотеатры, клубы. Успех заведения определяется возможностью выиграть в конкурентной борьбе именно на этом уровне.
Также на успешность проекта во многом влияет степень развитости рынка квестов в регионе. Под развитостью подразумевается уровень осведомленности местных жителей и их понимание сути квест-комнат. В зависимости от этого определяются их запросы: чем больше клиент понимает, тем сложнее его заинтересовать и привлечь.
При планировании работы и финансовых расчетах нужно учитывать значительную сезонность данного направления. Самая высокая посещаемость приходится на холодные месяцы года – с осени по весну. Наиболее доходным является период новогодних праздников. В это время выручка возрастает в 2-3 раза по сравнению с остальными месяцами. В летнее время предпочтение отдается отдыху на природе.
Чтобы сгладить влияние сезонного фактора, рекомендуется наладить сотрудничество с различными учреждениями, организующими тренинги, корпоративные курсы и другие подобные мероприятия. Также можно проводить выездные квесты по договоренности с крупными компаниями.

Выбор концепции
На стартовом этапе, чтобы разработать бизнес-план квест-комнаты, нужно определиться с форматом игры. Существует множество различных вариантов и тематик, но самыми популярными являются:
Также можно организовывать квесты на открытом пространстве, чаще всего – игры на городских улицах, в которых команде ставится конкретная задача, а она должна решить ее путем выполнения поочередных заданий на означенной местности.
Квесты, требующие тематического оформления, декораций и спецэффектов связаны с большими стартовыми вложениями на обустройство помещения. Ролевые игры с разбросанными по городу заданиями или расследования детективных/шпионских историй можно организовывать с минимальными затратами.
При выборе концепции можно пойти по одному из путей:
- открыть квест-комнату самостоятельно с нуля;
- приобрести франшизу крупной сети, имеющей хорошую репутацию.
Второй вариант позволит избежать многих рисков, сопряженных с открытием и ведением бизнеса. К тому же выбор франшиз достаточно велик – в России франшизу предлагают более 60 квест-компаний, часть которых хорошо известна и раскручена в стране.
Покупка франшизы предоставляет возможности:
- использование известного имени, промо-материалов, рекламы;
- готовый сценарий с планом комнаты и реквизитами;
- технические средства и ПО для наблюдения и контроля игры;
- консультирование и поддержка на этапе открытия и в последующей работе;
- помощь в подборе персонала и его обучение.
Реклама для новой квест-комнаты также стоит немалых вложений сил, времени и денег. Работая по франшизе, придется все вопросы согласовывать с франчайзером, то есть фактически находиться под руководством «начальства», от которого многие предприниматели стремятся избавиться, организовывая свое дело.
Пошаговая инструкция: как открыть квест-комнату
Для открытия бизнеса необходимо выполнить ряд действий:
- разработать конкретизированный бизнес–план;
- пройти процедуру государственной регистрации;
- придумать, написать и протестировать сценарий;
- найти и оборудовать помещение;
- нанять персонал;
- провести рекламную кампанию.
Рекламу квест-комнаты можно и нужно начинать сразу после подготовки сценария. Пока будут осуществляться дальнейшие действия, рекламные мероприятия смогут привлечь внимание потенциальных клиентов и на момент открытия уже приведут первых посетителей.
Юридическое оформление
Никаких крупных сделок владельцу квест-комнаты проводить не требуется, поэтому оптимальным вариантом регистрации бизнеса будет индивидуальное предпринимательство с кодом ОКВЭД 93.29 – «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая». В местную инспекцию ФНС подаются следующие документы:
- заявление установленной формы;
- оригинал и ксерокопия паспорта;
- квитанция об уплате госпошлины.
При выборе системы налогообложения рекомендуется выбрать УСН с начислением 6% от доходов. Такой налоговый режим будет наиболее выгодным, поскольку постоянные расходы в данной сфере незначительны по сравнению с прибылью.
После налоговой регистрации необходимо стать на учет во внебюджетных фондах – Пенсионном и медицинского страхования, а при использовании наемных сотрудников – еще и в Фонде социального страхования. Лицензированию данный вид деятельности не подлежит. Нужно получить только стандартные разрешения от Роспотребнадзора и Госпожинспекции.
Организация и функционирование квест-комнаты ничем не регламентируется, поскольку в российском законодательстве еще нет такого понятия. Но обязательно нужно соблюдать Закон о защите прав потребителей, а при необходимости – положения некоторых ГОСТ, включая:
- Р 52235-2004 – с общими положениями и требованиями к работе игровых систем;
- Р 52236-2004 – по контролю работы игровых систем;
- 33807-2016 – с общими требованиями к безопасности аттракционов;
- Р 53385-2009 – с требованиями по безопасности стрелковых аттракционов;
Когда квестовые игры организовываются на городских улицах, они не всегда бывают безопасными – возможны травмы и несчастные случаи. Если не предпринять упреждающие меры, то вся ответственность ляжет на организатора.
Во избежание проблем необходимо или тщательно выбирать формат квеста, полностью исключив из него любые факторы риска, или проводить инструктаж по ТБ и подтверждать его подписями участников, чтобы они сами отвечали за свои действия.

Разработка сценария
Залогом популярности, репутации и успеха квест-комнаты является качественный и креативный сценарий игры. Пишется он по такому же принципу, как и для любого фильма или театральной постановки. В крупных компаниях для написания сценариев в штат набираются соответствующие специалисты – сценарист, режиссер, редактор. Для начинающего предпринимателя лучшим решением будет работа на договорной основе с фрилансерами.
Основу сценария, как правило, составляет определенная тайна, задача или головоломка с логичным, но непредсказуемым решением. Желательно иметь в запасе несколько сюжетных линий и выбирать их в соответствии с индивидуальными особенностями каждой команды – их интересов, уровня требований, наличия опыта в квестах и других факторов.
Перед реализацией сценарий обязательно тестируется и проверяется, при необходимости в него вносятся коррективы, исправляются ошибки, вводятся или убираются некоторые персонажи. Для проведения таких тестов рекомендуется пригласить друзей или найти добровольцев, готовых бесплатно поучаствовать в игре.
Помещение и оборудование
Расположение квест-комнаты необходимо планировать так, чтобы она находилась вдалеке от других развлекательных заведений, включая не только подобное, но и иные направления – кинотеатры, игровые центры. По этой же причине не следует искать место в центральной части города, к тому же арендная плата в таком микрорайоне будет дорогостоящей. При хорошей рекламе квест-комната быстро станет популярной, даже если находится в спальном районе или на окраине города. Важна хорошая транспортная развязка и наличие удобного подъезда с парковкой.
Само помещение нужно подбирать с учетом написанного сценария. Можно и наоборот – писать сценарий под имеющуюся комнату, но это будет сложнее, поскольку создаст определенные ограничения для сюжетной линии. Никаких строгих требований к организации внутреннего пространства нет. Если планируется проводить только одну игру, то хватит помещения площадью 50 кв. м., для двух потребуется примерно 90 кв. м.
Оформлять комнату рекомендуется:
- в едином со сценарием стиле;
- с различными спецэффектами;
- с использованием качественных декораций.
Подбор персонала
Количество сотрудников определяется масштабами проекта. Для полноценно функционирующей квест-комнаты нужен:
- администратор – отвечает на звонки, принимает заказы, встречает клиентов;
- режиссер и сценарист – пишут сценарий;
- маркетолог – организовывает рекламно-маркетинговую кампанию;
- координатор – наблюдает и контролирует ход игры.
Также для участия в квесте могут потребоваться актеры и «хранитель ключей», который будет провожать гостей в комнату, объяснять задание и проводить инструктаж.
На стартовом этапе можно нанять только администратора, хотя с его функциями справиться и сам предприниматель. Сценарии лучше заказывать у фрилансеров, а в качестве актеров пригласить студентов театральных училищ.
Маркетинг и реклама
Программы лояльности, акции и скидки могут работать, но на минимальном уровне, поскольку участвовать в неинтересной игре никто не захочет не только за небольшую плату, но даже бесплатно. Зато за отличный квест будут с легкостью платить немалые деньги. Это основной принцип сферы развлечений – здесь главным конкурентным преимуществом является интересность и зрелищность.
По этой причине классический маркетинг часто оказывается безрезультатным, если качество игры не дотягивает до уровня запросов целевой аудитории. Оптимальными инструментами продвижения могут стать:
- все типы носителей наружной рекламы – яркая вывеска, баннеры, билборды, указатели;
- печатная продукция – листовки, флаеры, визитки, буклеты;
- местные СМИ – публикации в газетах и журналах, ролики на радио и телевидении;
- любые средства интернет-рекламы ‒ вирусная, тизерная, контекстная, баннерная;
- создание собственного сайта и страничек в соцсетях, их активное продвижение.
Большую пользу может принести «сарафанное радио». Если квестовая комната понравится первым посетителям, то они расскажут о ней своим друзьям, и приток клиентов будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Важную роль при этом играет развитие квестов в конкретном регионе и репутация конкурентов: если игра в другом заведении была качественной, то ее участники начнут сами искать новые квесты.

Финансовые расчеты
Для примера рассмотрим бизнес-план квест-комнаты с минимальными первоначальными инвестициями.
Статья расходов | Сумма |
Ремонт | 100000 рублей |
Закупка оборудования и декораций | 300000 рублей |
Написание сценария | 50000 рублей |
Организация рекламной кампании | 100000 рублей |
Непредвиденные расходы | 50000 рублей |
Всего нужно вложить 500000 рублей.
Ежемесячные затраты будут включать следующие статьи:
Статья расходов | Сумма |
Арендная плата | 50000 рублей |
Поддержание рекламы | 50000 рублей |
Налоговые платежи | 24000 рублей |
Заработная плата администратору–«хранителю ключей» | 26000 рублей |
Непредвиденные расходы | 50000 рублей |
Каждый месяц нужно вкладывать в предприятие порядка 200000 рублей.
Примерная выручка квест-комнаты подобного масштаба рассчитывается из посещаемости – 5 человек в будние и 10 – в выходные дни, а также с учетом стоимости среднего чека в 2000 рублей. Получается следующий доход:
- в будни (22 дня) – 220000 рублей;
- в выходные (8 дней) – 160000 рублей.
Всего – 380000 рублей в месяц. Чистая прибыль при этом составит 180000 рублей. Теоретически проект должен окупиться за 3 месяца. Но поскольку на указанный уровень посещаемости обычно удается выйти не сразу, а через несколько месяцев полноценной работы, то на практике срок окупаемости составляет 6-8 месяцев.
В квест-бизнесе важно пройти 2 точки:
- точку выхода в ноль, когда ежемесячная выручка начинает покрывать ежемесячные расходы, не давая прибыли;
- точку безубыточности, когда стартовые инвестиции полностью окупаются.
После этого предприятие начинает приносить реальную прибыль. Но пройти указанные точки (особенно первую) удается далеко не всем. В последнее время немало квест-комнат закрываются, даже не вернув вложенных средств. Поэтому к организации такого бизнеса надо подходить ответственно и грамотно, не рассчитывая на легкие деньги. Следует помнить, что собственная квест-комната – дело интересное, но требующее высокого качества и больших вложений на старте, а также постоянного продвижения и совершенствования на всем протяжении деятельности.