Ипотеку чаще всего оформляют для покупки единственного жилья, поэтому заемщику и его семье потребуется постоянная или временная регистрация. Весь срок действия ипотечного кредита квартира находится под обременением и является залоговым имуществом, поэтому процедура получения прописки в такой недвижимости имеет свои особенности.
Имеет ли право заемщик прописаться в ипотечной квартире
При регистрации смены собственника квартиры, купленной за счет кредитных средств, возникает ипотека в силу закона – обременение, которое ограничивает покупателя в праве продать или подарить имущество до полного погашения долга перед банком. Все остальные действия с недвижимостью, если они не приводят к ухудшению состояния имущества и снижению его стоимости, законом не запрещены.
Какие законы регулируют вопросы права распоряжаться ипотечной недвижимости:
- Федеральный закон об ипотеке. В нем указано, что заемщик имеет право использовать залоговое имущество по назначению, то есть проживать в квартире, сдавать ее в аренду, включить в завещание и так далее. Наличие обременения не может быть основанием для отказа в регистрации по месту жительства или пребывания.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. В статье 346 указано, что собственник может распоряжаться предметом залога в соответствии с его назначением, в том числе получать с его помощью дополнительные доходы, в том числе — сдавать ипотечную квартиру в аренду.
- Административный регламент ФМС по предоставлению услуги регистрационного учета граждан РФ. В регламенте представлен полный перечень документов, которые должен предоставить гражданин для получения прописки. Согласие банка-кредитора не входит в этот список, а значит, не является обязательным.
Таким образом, заемщик может не только проживать в квартире, но и вселять третьих лиц, а также регистрировать их по месту проживания.
Особенности прописки в ипотечной квартире
Несмотря на то, что законодательно право заемщика на регистрацию в ипотечной квартире не ограничено, необходимо обратить внимание на ряд моментов:
- любое ограничение со стороны банка, даже если оно прописано в договоре, по закону является ничтожным;
- прописка в ипотечной квартире может быть как постоянной, так и временной – последняя оформляется не более чем на пять лет;
- в договоре может присутствовать пункт, что заемщик обязан уведомить банк о том, кто прописан в квартире – это требование не является ограничением прав собственника недвижимости, поэтому его нужно исполнять;
- заемщик несет ответственность за сохранность имущества перед банком, это нужно учитывать, прежде чем сдавать квартиру в аренду и прописывать в ней третьих лиц;
- если заемщик нарушает условия договора, банк имеет право потребовать досрочного погашения ипотечного кредита.
Кого можно прописать в ипотечной квартире
Подать документы на прописку в новой квартире заемщик может сразу после регистрации договора купли-продажи. Если прописка по предыдущему месту жительства аннулирована, то встать на учет необходимо в течение семи дней.
Одновременно можно зарегистрировать:
- Членов семьи. Супруг или супруга, родители, братья и сестры, а также другие близкие родственники могут получить как постоянную, так и временную прописку.
- Несовершеннолетних детей. Дети должны быть зарегистрированы на той же жилплощади, что и родители. Поэтому никаких ограничений в отношении несовершеннолетних быть не может.
- Третьих лиц. Обычно такая необходимость возникает, если необходимо прописать гражданского супруга или супругу, оформить временную регистрацию дальнему родственнику, знакомому или арендатору квартиры. Закон не запрещает регистрировать лиц, имеющих иностранное гражданство.
Как прописаться в ипотечной квартире
Для регистрации в ипотечной квартире нужно обратиться в паспортный стол или многофункциональный центр. Список документов, необходимый для получения прописки:
- заявление от лица, регистрирующегося в квартире;
- документ, подтверждающий право собственности на имущество;
- письменное согласие от собственника;
- паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетних детей).
Документ о выписке с предыдущего места регистрации предоставлять не требуется. При оформлении прописки по новому адресу старая запись аннулируется автоматически. Но при переезде из одного населенного пункта в другой лучше заранее выписаться с прежней жилплощади, чтобы сократить время проведения процедуры регистрации по новому месту жительства.
Если сотрудник паспортного стола требует письменного согласия банка-кредитора, его действия можно обжаловать. Основание для обжалования – отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жалоба подается в письменной или электронной форме в ФМС.