Для открытия прибыльного цветочного магазина нужен четко разработанный план действий. Особое внимание уделяется устранению негативных факторов развития бизнеса, к коим относятся: сезонность, резкие колебания спроса, риски порчи товара. Чем цветочный бизнес столь привлекателен? Во-первых — высокой степенью доходности, во-вторых — малым размером капиталовложений на старте, и в-третьих — востребованностью товара, поэтому стоит отдельно рассмотреть этапы открытия цветочного магазина и способы активизации продаж.
Бизнес-план открытия цветочного магазина
Реализация проекта состоит из последовательных этапов:
- Разработка резюме, где четко формируется конечная цель, определяется, в каком формате будет работать точка продаж.
- Определение сильных и слабых сторон бизнеса.
- Расчет затрат и прибыли, определение срока окупаемости проекта.
- Поиск помещения.
- Оформление магазина цветов, сбор документации.
- Поиск поставщиков, заключение договоров на доставку цветов. Оформление контрактов.
- Закупка оборудования.
- Наем персонала.
- Разработка и реализация маркетинговой стратегии, работа над привлечением клиентов.
Первый шаг — построение модели бизнеса.
Цель — открытие цветочного магазина по продаже готовых цветочных букетов, декоративных растений в горшках, луковиц и семян цветов, удобрений и грунта. Планируется предоставление услуг флористов по подготовке торжественных мероприятий.
Задача — ввести широкий ассортимент цветов (от 80 наименований), создать портфолио цветочных композиций.
Реализация почвы и семян будет работать на удовлетворение запросов случайных прохожих, которые являются потенциальными постоянными клиентами.
Планируемый объем инвестиций в проект — 296 тысяч руб.
Срок окупаемости — до 5 месяцев.
Открытие состоится в первой декаде февраля.
Планируемый минимальный объем прибыли — 66 тысяч руб. в месяц.
SWOT-анализ магазина цветов
Выработка стратегии долгосрочного развития предполагает выявление факторов, которые негативно отразятся на работе магазина. В цветочном бизнесе основными препятствиями к развитию являются:
- Риск порчи товара. Цветы имеют срок годности. Первые признаки увядания переводят цветы в категории невостребованных, и продать их можно только применив методы «маскировки и реанимации».
- Сезонность. Принято считать, что наиболее неблагоприятный период для продажи цветов — лето, однако в теплое время года проводится большая часть свадебных мероприятий, поэтому стоит развивать направление по предоставлению услуги цветочного оформления мероприятий.
- Неудовлетворительное качество поступающего товара. Недобросовестные поставщики стараются доставить не только свежесрезанные цветы, но и подпорченные, спрятав их между остальными. При приемке товара необходимо просмотреть каждую коробку в присутствии экспедитора, в противном случае доказать поступление увядших цветов не получится.
Несмотря на сложности, точки по продаже цветов продолжают открываться. Причина — быстрая окупаемость. Цветочный бизнес шутя сравнивают с наркоторговлей, поскольку на нем можно так же быстро обогатиться, причем вполне легально. Наценка на цветы достигает 100-500%, и в предпраздничный период прибыль может окупить все расходы, понесенные при открытии.
Расчет затрат, дохода и прибыли от цветочного магазина
Неоспоримое достоинство цветочного бизнеса — дешевизна организации работы магазина. Сумма, требуемая на старте, включает расходы:
- оформление предприятия — до 15000 руб.;
- ремонт помещения — от 30000 руб.;
- закупка оборудования — от 211000 руб.;
- рекламная деятельность — от 40000 руб.
Ежемесячные расходы предпринимателя состоят из нескольких статей затрат:
- заработная плата персонала — от 60000 руб.;
- транспортные расходы, связанные с доставкой — от 10000 руб.;
- организация выездов для цветочного оформления торжественных мероприятий, доставка цветов на дом — от 20000 руб.;
- оплата коммунальных услуг — до 10000 руб.;
- налоги и сборы — от 10000 руб.;
- аренда помещения — от 20000 руб.;
- рекламная деятельность — от 20000 руб.
Сумма затрат, связанных с открытием бизнеса, составит 296000 рублей, а постоянные расходы — от 150000 рублей.
Для покрытия постоянных расходов продажи должны составить (при средней наценке 300%) 225000 руб., при этом затраты на закупку цветов равны 75000 руб.
В среднем точка по реализации цветов обслуживает 12 покупателей, средняя сумма чека — 900 руб. Доход при этом составит 324000 руб., и чистая прибыль — 66000 руб. Дополнительные источники дохода:
- Украшение помещений к торжественным мероприятиям. Стоимость услуги зависит от масштабности декораций.
- Услуги флориста по оставлению букета. Знаток «цветочного» языка поможет выбрать наиболее подходящие композиции к радостному или печальному событию, составит «говорящий» букет, зашифровав послание получателю. Стоимость услуги — от 200 руб.
Аренда помещения для цветочного магазина
В цветочном бизнесе от места аренды напрямую зависит посещаемость торговой точки. Чтобы найти выгодное место, сначала стоит определиться, в каком формате работать.
- Павильон цветов. Для этого достаточно оформить точку на рынке. Затраты на аренду минимальны, проходимость большая, но рассчитывать на статусные заказы не стоит. Клиенты павильонов — случайные прохожие, жители близлежащих домов.
- Магазин цветов. Цена за аренду будет выше, но благодаря обширной торговой площади можно максимально разнообразить ассортимент товара, дать волю фантазии и собрать готовые букеты. В малом же помещении простора для творчества нет, цветы ютятся в вазонах. В магазине можно продавать растения в горшках, сопутствующие товары. Реклама от магазина выглядит более «солидной», а при выгодном подборе портфолио можно привлечь щедрых клиентов.
Одна из разновидностей магазинов цветов — бутики, где клиентам предлагают чашечку кофе и максимальный комфорт при ожидании заказа. Такой формат хорош в больших городах с населением, имеющим доход выше среднего уровня.
- Интернет-магазин. В данном бизнесе такая форма организации может рассматриваться только как вспомогательный инструмент продаж. Цветочный бизнес ориентирован больше на реального покупателя, нежели виртуального.
Оборудование для цветочного магазина
До момента первой поставки следует оборудовать помещение, чтобы обеспечить сохранность товара. В цветочный магазин необходимы:
- холодильная витрина для цветов — от 100000 руб.;
- кондиционер — от 30000 руб.;
- кассовый аппарат — от 25000 руб.;
- стол для компоновки букетов — 8000 руб.;
- светодиодное установки — до 20000 руб.;
- стойки, вазоны, кашпо — до 20000 руб.;
- инструменты для обработки цветов и упаковки — от 8000 руб.
Итого суммарные затраты на подготовку к завозу — 211000 руб.
Персонал цветочного магазина
Численность персонала зависит от графика работы магазина. При работе с 8.00 до 22.00 потребуется 3 продавца, работающих посменно.
В магазине должно быть чисто и уютно, но уборщицу нанимать не обязательно, если предложить продавцам поддерживать чистоту за доплату. Функции бухгалтера можно выполнять самостоятельно или привлекать специалиста на условиях аутсорсинга.
Затраты на зарплату продавцов составят около 60000 руб. Для стимуляции продаж можно ввести систему поощрений — процент от реализации товара.
Оформление цветочного магазина
Магазин цветов можно оформить как ООО или ИП.
Продажа цветов не требует наличия лицензии или иной документации, которая выдается исключительно юрлицу, поэтому можно оформлять ИП. Если планируется работа с зарубежными поставщиками, развитие торговой сети, следует оформить ООО.
Обе правовые формы регистрируются в налоговой инспекции, желательно — одновременно с определением системы налогообложения. Если этого не сделать, предприятию автоматически присваивается общая система налогообложения. При открытии бизнеса рекомендуется выбрать УСН, а в случае расширения — перейти на иную систему налогообложения.
Стоимость оформления ИП — 800 руб. (Госпошлина), а ООО — 4000 руб., однако можно пройти процедуру без уплаты госпошлины, подав заявление и прочие документы на сайте Госуслуги.
Срок оформления предприятия — 3 дня, однако чтобы получить статус юрлица, необходимо провести собрание учредителей и предоставить протокол, также оформить устав, изготовить печать предприятия, открыть счет в банке.
В любом случае в заявлении указывается код деятельности — ОКВЭД. При продаже цветов выбирают коды:
- 76 — Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами, удобрениями, … в специализированных магазинах.
- При расширении бизнеса можно ввести торговлю сувенирами (код 47.78), игрушками (47.65).
Помимо правоустанавливающей документации, разрешений на помещение (договор аренды или купли-продажи), в магазине должны быть:
- договор на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию;
- договор на ввоз ТБО;
- при доставке цветов из-за рубежа — наличие документов (накладных, фитосертификатов); при ввозе отечественной продукции необходимо иметь сертификаты СЭС на весь перечень товара;
- книга жалоб, оформленная руководителем предприятия.
Особенности импорта растений
Продажа букетов из экзотических цветов, реализация растений в горшках — дело прибыльное, но достаточно хлопотное. При организации ввоза можно столкнуться с рядом ограничений, и связаны они с опасностью распространения инфекций, болезней. В РФ работает пограничная инспекция по карантину растений. Деятельностью организации направлена на контроль качества и безопасности продукции: цветов, семян, луковиц и прочих растений.
Срезанные цветы, сухоцветы не подвергаются жестким проверкам, а с укорененными растениями дела обстоят иначе. При отсутствии сертификатов растение либо уничтожат, либо поместят в карантинную оранжерею для изучения. Срок изъятия может достигать 6 месяцев. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо:
- Сотрудничать только с официально оформленными поставщиками.
- Своевременно обращаться в службу санитарного карантинного контроля страны, где приобретается растение. Сотрудник службы выдаст фитосанитарный сертификат международного образца для беспрепятственного пересечения границы.
- Тщательно очистить растение от земли, поместить его в специальный субстрат. Именно в таком наполнителе горшка продаются растения в специализированных магазинах. Ввоз земли в Россию строго запрещен.
Фитосанитарный сертификат страны-импортера действителен в течение 15 дней. Необходимо уложиться в этот срок при ввозе растения.
Ввозить луковицы и прочий посадочный материал можно только государственным организациям и ограниченному ряду коммерческих компаний. Столь жесткие рамки вызваны необходимостью контроля качества посадочного материала.
Если удалось подписать договор о сотрудничестве с иностранными компаниями по выращиванию и поставкам цветов, при организации транспортировки необходимо оформить документы:
- Договор о поставках, подписанный обеими сторонами с печатью предприятия. Ранее для импорта товаров необходимо было регистрировать паспорт сделки, но с 01.03.2018 г. импортер обязан зарегистрировать в банке контракт при условии, что его сумма выше 3 млн. руб. Однако при возникновении неясностей банк может запросить контракт, если его сумма превышает 200 тыс. руб.
- Выписку со счета об осуществлении платежа.
- Инвойс с указанием позиций.
- Договор с перевозчиком, сопутствующие документы, выдаваемые при перевозке авиа- или жд- транспортом;
- Фито-сертификат.
Более простой способ наладить торговлю — заключить контракты о поставках с отечественными цветоводческими хозяйствами по выращиванию растений. Закон не запрещает ИП и юридическим лицам сотрудничать с физическими лицами, приобретая у них товары собственного производства, в том числе — выращенные растения.
Закупка цветов в России
Чтобы купить цветы оптом, можно обратиться в организации:
- Галантус (Калуга);
- Горзеленхоз (Иркутск);
- Крестьянское хозяйство «Плодовое» (Тюмень);
- Юницветка (Москва);
- Акцент (оптовая база) (Тула);
- Талифлор (Москва);
- Талеа (СпБ);
- Цвет Опт (Екатеринбург).
Полный перечень поставщиков можно узнать в справочниках города. Основными критериями выбора контрагента для сотрудничества будет:
- Близость размещения. Оптимально минимизировать затраты на транспортировку.
- Наличие товара, заявленного в прайсе.
- Количество поставок в неделю.
- Стабильность цен. Имеется в виду исключение ситуаций, когда поставщик самовольно меняет цену по личным причинам.
- Стоимость доставки.
- Предоставление коробок, утеплений для цветов во время транспортировки.
- Наличие торговой интернет-платформы.
Около 60% всего импортного ассортимента цветов, продаваемый российскими оптовиками, завозится из Эквадора и Колумбии.
Большинство зелени, используемой для украшений цветочных композиций, а также гербер и астр, закупается в Израиле.
Распространен импорт роз, гвоздик из Нидерландов.
Слава Голландии как «цветочного» государства распространилась благодаря высокой концентрации цветочных рынков, в частности — знаменитого FloraHolland. Он представляет собой аукцион, включающий 6 подразделений в разных цветоводческих регионах. Часто на цветах, поставляемых из Голландии, стоит отметка «произведено в Эквадоре».
Реклама
Чтобы о магазине узнали, особенно — в преддверии праздников, необходимо:
- Оформить сайт, выложив на главной странице фото цветочных композиций, представив интересные сведения об экзотических растениях, используемых при сборке букета.
- Раздать листовки с призывами к покупке, например, «купи букеты с 6 по 8 марта с максимальной выгодой: за 2 букета скидка 30%».
- Оформить баннерную рекламу. Изображение должно впечатлить и побудить к посещению цветочного магазина.
- Предложить бесплатную доставку при оптовой закупке цветов.
- Разработать программу лояльности к клиентам: предоставлять бонусы, скидки.
Залог успеха — продажа ходовых позиций и редких, экзотических растений по приемлемой цене, свежесть букетов и дружелюбие в отношении каждого посетителя.